В статье автор делится своими впечатлениями о семинаре Ленор Штейнхард, автора книги «Юнгианская песочная терапия», которая для многих русскоязычных специалистов стала азбукой и путеводителем по Сэндплей.
В этом обзоре авторе рассказывает о профессиональном и творческом пути Ленор, ее подходе в Сэндплей, делится темами, которые были освещены на семинаре и ключевыми фразами-цитатами, которые стали ценными питающими и дающими поддержку дарами для всех участников семинара.
«Передавая свой многолетний опыт работы, Ленор учила нас многозначности, разносторонности интерпретаций, аккуратности в работе с клиентом любого возраста».
Жажда общения и стремление вырваться из ограничений, связанных с COVID-19, синхронично привели всех членов редакции Русского Сэндплей Журнала к идее дать ему голос. И не только голос, но и живую динамику общения с читателями.
Наиболее подходящей формой для этого в нынешних условиях широкого распространения информационных технологий безусловно является вебинар.
Первым кто откликнулся на наш порыв была Лоррейн Фридл – президент Американской Сэндплей-ассоциации.
Она провела увлекательный вебинар «Огонь и Песок. Живая мифология Пеле в песочной терапии» 18 ноября 2020 года.
Второй семинар состоялся уже в конце февраля 2021 года. И на этот раз нам предстояла встреча с нашей очень доброй знакомой из Пенсильвании (США) Бетти Джексон.
На вебинаре «Когда дети несут неосознанную боль родителей» Бетти представила очень впечатляющий случай своей двухлетней работы с пятилетним мальчиком и его матерью.
В данном разделе представлены материалы новостного письма ISST от декабря 2020, где каждое Национальное сообщество делится произошедшими изменениями и новостями.
Материал взят из ISST Newsletter, December 2020, Issue 16, Volume 8, Number 2, и публикуется с разрешения редактора Терезы Фокс-Аппельман (Theresa Foks-Appelman).
Цель данной работы — предложить осмысление различных значений самого песка и различных объектов, которые могут быть использованы для создания картины песочницы.
Песок представляет собой матрицу, тот материнский элемент, из которого берет начало всякая жизнь. Он символизирует также сому и таким образом может дать голос тем ядрам страдания, которые записаны в теле.
С точки зрения алхимической символики, песок может представлять собой Prima Materia. В самом песке выражаются глубочайшие слои психики, более архаичные и примитивные эмоции, те эмоции и воспоминания, которые главным образом запечатлены в теле и не могут быть выражены словами.
Предметы и статуэтки - это образ внутреннего театра клиента, то есть психического уровня, на котором различные персонажи внутреннего мира уже структурированы, даже если они остаются бессознательными.
Целительная сила песочной терапии проистекает именно из возможности интегрировать эти различные психические аспекты, восстанавливая психофизическую целостность.
Эта статья была представлена на XXI Конгрессе ISST: Origins, Evolution, Essentials, 2011, Иттинген, Швейцария.
С самого начала К. Г. Юнг подчеркивал реляционное измерение в анализе. Поэтому песочная терапия является интерсубъективным феноменом и требует безопасного, межличностного поля с резонирующим присутствием других.
Песочная игра занимает свое место в отношениях между терапевтом и пациентом и, следовательно, является частью диалогического процесса. Недостаточно просто предложить поднос с песком и несколько фигурок и наблюдать за сценой, терапевты всегда участвуют.
Как сказал Юнг, трансформация происходит с обеих сторон, как со стороны пациента, так и со стороны терапевта.
Творчество развертывается только в контексте интерсубъективного поля как процесс коммуникации за пределами сознания. Аффективные зеркальные отношения предшествуют всем воображаемым ситуациям, что означает, что в начале есть отношения, творение есть сотворчество.
После теоретического введения, которое размышляет о значении резонансного пространства в интерактивной области песочной терапии, клинический пример девочки-подростка проиллюстрирует творческий и преобразующий опыт глубокого взаимопонимания, как разговор между двумя «бессознательными», где мы нашли друг друга и стали одним целым: в отношении мы оба были созданы.
В данной статье исследуется значение скелета как символа в процессе исцеления мальчика с физической травмой.
Автор исследует, как различные символические значения скелета помогали терапевтическому пониманию того, как этот ребенок восстанавливал свою личность после травмы.
Появление скелета в лотке высветило начало изменений в психике ребенка.
Обсуждение клинического случая показывает, что присутствие этого символа в сценах детских песочных игр может быть важным признаком трансформации.
Кроме того, автор рассматривает архетипические и психологические перспективы образа скелета, а также исследует значение человеческого скелета в культуре.
Ворон одна из самых умных и загадочных птиц. Он имеет обширную мифологию, берущую начало в глубокой древности.
Сегодня образ ворона, как и много лет назад, продолжает волновать воображение людей и приходит к ним во снах и песочных композициях.
В эссе «Ворон — черный дух природы» автор исследует противоречивый характер множества значений этого образа в мифах, сказках, литературе, изобразительном искусстве. А также приводит различные мнения о нем К. Г. Юнга и его последователей.
Данный доклад впервые был прочитан на онлайн конференции «Культурные комплексы» (С-Петербург, Восточно-Европейский институт психоанализа, 2019, Базовый курс юнгианского анализа, организатор Оксана Лаврова).
В статье использованы рисунки казахстанской художницы Кантар Самал.
В статье автор размышляет о культурном комплексе казахского народа, о детско-родительских отношениях и о женских архетипах, встречающихся в казахском фольклоре.
В статье автор рассказывает о своем опыте организации обучающего тренинга по Сэндплей-терапии в Ялте для коллег на Крымском побережье с преподавателем и членом ISST Рут Босс-Бауманн из Швейцарии (Цюрих).
Проект длился с 2011 года по 2013 год. Автор описывает структуру программы, темы семинаров, места проведения тренингов и скорость распространения метода Сэндплей и заинтересованность смежных специалистов.
Этот опыт может вдохновить как начинающих Сэндплей–терапевтов, которые хотят организовать тренинг в своем городе, так и тем, кто уже прошел часть пути.
В статье автор делится своими впечатлениями о программе обучения от Международного сообщества ISST с преподавателями из Италии и Германии:
Карло Руффино (доктор наук, Вице-президент Европейского отделения ISST, обучающий аналитик в Институте Юнга IAAP, обучающий специалист AISPT, ISST) , Эльвира Валенте (обучающий аналитик в институте Юнга IAAP, обучающий специалист AISPT, ISST)и Ульрике Хинч (доктор медицинских наук, обучающий специалист ISST, DGST).
Автор описывает свой опыт участия в тренинге, через метафору русской народной сказки «Василиса Прекрасная».
Как и Василиса, группа психологов с разным уровнем подготовки, отправились в лес, к Бабе Яге за путеводным светом, чтобы заглянуть вглубь метода Сэндплей.
В данном разделе представлены материалы новостного письма ISST от июня 2020, посвященного ситуации в мире из-за коронавируса Covid-19, где президент ISST Такудзи Натори описывает, как изменилась работа организации, а специалисты из разных стран делятся своими впечатлениями и размышлениями о жизни и работе в этой новой для нас ситуации.
CAST - Канадское общество песочной терапии
Сильвия Симоний-Элмер
DGST - Немецкое общество песочной терапии
Ульрих Виннер
SGSST - Швейцарское общество песочной терапии
Мария Кендлер
STA - Американское общество песочной терапии
Лоррейн Р. Фридл
CST - Румынское общество песочной терапии
Марина Ионеску
Материал о том, как переживалась пандемия коронавируса в национальных сообществах ISST, взят из ISST Newsletter, June 2020, Issue 15, Volume 8, Number 1, и публикуется с разрешения редактора Терезы Фокс-Аппельман (Theresa Foks-Appelman).
Лоррейн Фридль щедро делится своими воспоминаниями, размышлениями и опытом. Она живёт на Гавайских островах, но работает и дружит с коллегами по всему миру, среди который Дональд Калшед, Мартин Калфф и многие другие специалисты в области аналитической психологии и Сэндплей-терапии.
Направление ее научных исследований находится на стыке гуманитарных и нейропсихологических наук.
С надеждой на расширение сотрудничества и добрыми пожеланиями она обращается к читателям нашего журнала.
Бетти Джексон (Betty C. Jackson) — лицензированный социальный работник (Licensed Social Worker – LSW), сертифицированный и обучающий Cэндплей-терапевт (CST-T) Американской ассоциации Сэндплей-терапевтов (Sandplay Therapists of America -STA) и Международного общества Сэндплей-терапии (International Society for Sandplay Therapy, ISST).
Бетти Джексон входит в совет директоров ISST (с 1994 по 2001 гг. и с 2014 г. по настоящее время), основала Центр юнгианской игры на песке в Юго-Восточной Пенсильвании, соавтор книги «Into the Heart of Sandplay», вышедшей в 2018 г.
Отвечая на вопросы Русского Сэндплей Журнала, Бетти Джексон, рассказывает о своем знакомстве с основательницей метода Дорой Калфф, анализирует путь развития, который прошли организации ISST и STA с момента основания до наших дней.
Наиболее ценными являются размышления Джексон о влиянии культурных особенностей на развитие профессиональных национальных сообществ.
Красивым завершающим аккордом интервью стала метафора, которую использует Джексон, вспоминая русскую сказку "Василиса Премудрая и куколка-помощница".
Изучение символа является личным путешествием, целью которого является нахождение персонального значения символа в многообразии его значений и связей с коллективным бессознательным.
Это путешествие может помочь нам обрести новый смысл, а также усилить наши различные внутренние энергии на интеллектуальном, эмоциональном, духовном и даже физическом уровне.
В статье автор описывает подходы к изучению символа, принятые в Международном сообществе песочных терапевтов.
Какие вопросы стоит задать себе при изучении символов, к каким материалам стоит обратиться. В статье дается структура работы, которой следует придерживаться, описываются правила ее оформления, приводится обширный список литературы, который станет опорой для начала исследования.
В статье представлен доклад сделанный в 1995 году на конференции Американской Ассоциации Песочной терапии «Песочная терапия: тихий голос Самости».
Автор выделяет три стадии молчания в процессе песочной терапии.
«Безмолвие Эго» — это стадия, когда, приглушая Эго, заставляя его замолчать, умиротворяя его, терапевт может помочь клиенту совершить переход от внешнего разговора и внутренней работы к более спокойному царству безмолвной игры.
В стадии «естественного безмолвия» психотерапевт сдержан, однако настроен на игру клиента и внимает этой игре с ее борьбой и препятствиями.
«Глубокое безмолвие» - это более архетипическое царство, за пределами слов, за пределами чувств, за пределами личного.
Терапевт и клиент доверяют внутреннему проводнику, своей Самости на пути встречи с глубинными темными аспектами / сторонами личности, решая проблемы и исцеляя(сь) посредством символической игры.
Исследуются теневые аспекты безмолвия: омертвляющие или диссоциированные безмолвия, контролирующая тишина, а также диагностирование терапевтом того, что ставит под угрозу безопасное место для психотерапии.
Приводятся примеры практических трудностей при завершении песочного процесса. Обсуждаются различные способы просмотра законченной песочницы терапевтом вместе с клиентом.
Эта статья основана на материале, который я собрала во время работы над своей диссертацией, когда я работала в Университете Конкордия в Монреале.
Имея опыт иммиграции и пройдя процесс адаптации в новой стране, я решила, что сосредоточусь на анализе психологического опыта адаптации иммигрантов, выраженного в процессе песочной терапии.
В этой статье я сосредоточусь на случае молодого человека лет тридцати с небольшим, который эмигрировал в Канаду со своей семьей, которого мы условно назовем Александром.
Несмотря на свой талант и очень хорошее образование, он не смог найти свое место в новой жизни и через год после переезда в Канаду впал в депрессию.
В течение полутора лет Александр проходил курс песочной терапии.
Многие из этих историй разворачивались по классическому сказочному сценарию "Путешествие героя", включая следующие этапы, первоначально описанные Д. Кэмпбеллом.
В данной статье описывается исцеляющий опыт песочной терапии у девочки 12 лет, которая в пятилетнем возрасте оказалась свидетелем убийства ее матери. Но статья может быть интересна в том числе и специалистам, работающим с категорией детей-сирот, у которых родители по-прежнему живы. Это особая категория детей, которые в своем опыте пережили опыт утраты вследствие разрыва с родительскими фигурами. Они как бы пережили смерть своей прошлой идентичности семейного ребенка. Этот опыт является очень травматичным, и часто символы, выбираемые такими детьми в Сэндплей-терапии, бывают похожи.
Казалось бы, что такие сильные травмы с острыми эмоциональными переживаниями могут навсегда заблокировать процессы роста и развития. Но в подростковом возрасте, этом переходном периоде бурных изменений, помимо риска регресса присутствует и потенциал развития. Потеря матери включает особо сильные психические защиты. Особенно, если она произошла в раннем возрасте, как у этой девочки. При таких обстоятельствах подростки не могут рассказать
словами о тяжелых событиях и своих чувствах, поэтому Сэндплей-терапия как в большей степени невербальная техника, является прекрасной возможностью исцелить травматические раны и найти путь к заблокированным чувствам для высвобождения энергии развития.
В статье приводится серия песочных картин, которая строила девочка в процессе терапии и прослеживается динамика перехода в новый исцеляющий опыт у девочки.
Автор исследует символику песочных картин с точки зрения этих изменений.
Очень интересно описывается как подросток практически заново выстраивает свою нарушенную вследствие потери матери идентичность с помощью символических фигурок и картин в целом. Прослеживается как она переходит от однообразной травматической игры в песочнице к внутреннему перерождению.
Автор, знакомит с многообразием символа двери. Этот символ проходит через жизнь и миропонимание каждого человека, находит свою архитепическую глубину и отражение в наших снах, сказках, надеждах и тревогах. Открыть нужную дверь - это всегда изменить свою жизнь, узнать что-то новое, познать мир, реальность и себя самого. Символ «двери», как и любой другой символ, всегда открыт для дальнейшего исследования и рассуждения.
В статье исследуется символ лягушки через изучение образа лягушки как объекта физического мира. Показано как этот символ появляется в мифологии и религиях древнего мира, алхимии, языческом фольклоре. Затем описывается преобразование символизма лягушки в более поздний период, связанный с развитием патриархальных религий и ценностей.
Прослеживание образа лягушки на разных стадиях развития коллективного сознания показало, что она появляется на каждом этапе, неся энергию того архетипа, который требуется для развития – сначала рождающей и питающей Великой матери, потом отвергаемой Тени, и Божественного Ребенка. Можно сказать, что в образе лягушки аккумулируется энергия Самости, направляющей и питающей процесс развития личности от рождения и до конца жизни.
Автор делится своими размышлениями о психологическом и архитипическом понимании данного символа, подробно описывает историю возникновения этих построек, анализирует символический смысл, который скрывается во внешнем виде и внутреннем обустройстве сооружений и находит своё выражение в сказках, повериях и легендах о пагодах. И постепенно подводит читателя к тому, как появление пагоды в песочном лотке помогает нам разгадать тайны своей души, обнаружить наши внутренние сокровища, пройти свой путь индивидуации и трансформации.
Район проведения
Район проведения конференции как нельзя лучше соответствовал её духу и специфическим особенностям души участников, в некотором смысле юнгианцев.Место проведения
Особого внимания заслуживает особняк Харнак Хаус, в котором проходили основные мероприятия Конгресса.
Это историческое здание в Далеме, в котором располагается Академия Общества Макса Планка, бывшего «Сообщества Кайзера Вильгельма», именем первого председателя которого Адольфа фон Харнака и был назван этот дом. В 1929 году Харнак Хаус был открыт как центр немецкой научной и интеллектуальной жизни. После второй мировой войны здание принадлежало командованию американских войск в Западном Берлине, но продолжало использоваться для проведения культурных и дипломатических событий. В 1994 году здание было возвращено местным властям и перешло в руки Общества Макса Планка, что позволило использовать его по прежнему назначению.Организация
Организатором нынешнего конгресса являлось Немецкое общество Сандплей терапии в лице Ульрики Хинч (Dr. Ulrike Hinsch), Йорга Раша (Dr. Rasche), Нормы Мичел (Norma Michel), Томаса Мантеля (Dr. Th omas Mantel) Стефана Айсверта (Dr. Stephan Eiswirth).Участники
По своему составу конгресс был очень представительным. Люди приехали более чем из 30 стран мира. Из наиболее известных специалистов в Конгрессе принимали участие Александр Эстерхайзен (Конг-Конг), Рут Амман (Щвейцария), Тукуджи Натори (Япония), Джуди Запакоста (США), Ленор Штейнхардт (Израиль), Карло Руффино (Италия), Берт Мельтцер (Израиль) и многие другие. Всего было около 270 участников. Российская делегация на этом форуме, к удивлению многих участников, оказалась очень дружной, активной и представительной. В нее входили: Сальник Светлана (Москва),Новгородова Юлия (Москва), Андреева Виктория (Москва), Кучерявенко Анна (Москва), Вероника Петрова (Москва), Светлана Семенова (Москва) Бронникова Люцина (Москва), Мосенков Валерий (Санкт-Петербург) и, в качестве переводчика, Новгородов Александр.Доклады
Тематика выступлений была очень широкой. Однако, в глаза бросалось то, что совсем не было чисто теоретических докладов. Все говорили о человеческой душе, поэтому любая теория всегда сопровождалась материалом из реальных случаев. Наши дорогие коллеги Светлана Сальник и Юлия Новгородова, стали первыми из российских специалистов, выступившими на подобном Конгрессе. И нам было очень приятно, что их доклады соответствовали общему уровню и правилам, принятым в Международном Сообществе. В докладах по секциям было много выступлений молодых членов Сообщества, которые представляли свои работы по символам или заключительным кейсам.Чувства и отношения
Оказалось, что английский язык не преграда в установлении отношений с коллегами из других стран. Поскольку сообщество интернациональное, то разговорный английский участников был очень простым. Практически все, даже американцы, старались говорить медленно и просто. В перерывах, во время кофе-брейков все друг с другом живо общались. И если что-то было непонятно, то коллеги вежливо ждали, когда всплывет нужное слово, или использовали помощь своих коллег. Кстати, было видно, что испаноговорящим и восточным гостям тоже, как и нам, иногда бывало сложно. Это удивительным образом вдохновляло и усиливало желание общаться, а также улучшало разговорные навыки.Вечером усталые, но довольные, мы ближе узнавали друг друга в местных ресторанчиках. За время конференции у нас появилось много новых знакомых из разных стран, общение с которыми удивительным образом стимулировало потребность в продвижении в Сэндплей терапии.
Мы завязывали связи, обменивались адресами, договаривались об обмене книгами и статьями, участии в национальных конференциях по песочной терапии.Пленарные выступления
см. в печатной версии журнала 2020, №1
Тенденции
Широкий спектр тематики докладов и дискуссий в кулуарах конференции показали, что Сэндплей терапия активно развивается в современном мире и находит все большее число сторонников. Поразили темпы распространения песочной терапии особенно в юго-восточной Азии и, в частности, в Южной Корее, на Тайване, в Гонконге, в Японии. Теоретические аспекты Карла Густова Юнга и идеи основательницы метода Доры Калфф находят все большее подтверждение в результате совместных исследований нейробиологов и Сэндплей терапевтов. Расширяется диапазон применения песочной терапии от проблем невротического уровня, до сложных психосоматических заболеваний, лечения ранних травматических нарушений в развитии, а также сопровождении онкобольных. Вероятно, учитывая то, что центр экономической активности в мире в настоящее время смещается в азиатско-тихоокеанский регион, очередным президентом ISST на этом Конгрессе был избран Такудзи Натори (Япония).Завершение работы
Конгресс завершился праздничным фуршетом на террасе Харнак Хауса, плавно переходящим в ужин, и танцами. Как быстро пролетело время, всего несколько дней. Но люди уже встречались и общались друг с другом как старые знакомые. С чувством глубокой признательности и радости мы выражали слова благодарности за совместную работу дорогим учителям и коллегам. Российская делегация была очень заметной на этом конгрессе и это очень приятно осознавать. Мы выглядели как группа очень разных, но сплоченных людей, увлеченных одним делом, которым приятно находиться рядом и работать вместе. 25-й Конгресс ISST вселил большую надежду, что Сэндплей терапия теперь будет активно развиваться и в России.Благодарности
Огромную благодарность хочется выразить Георгу Рашу, Ульрике Хинч и в их лице всей команде организаторов Конгресса за гостеприимство, радушие и безупречную организацию. Александр Эстерхайзен останется моим первым президентом ISST и я всегда буду безмерно благодарен ему за то, что он ввел меня в это пространство, за то что он способствовал моей инициации как Сэндплей терапевта.Заключение
В выступлениях на конгрессе его участники не раз отмечали, что суть терапии травмы состоит в восстановлении нарушенных и создании новых связей во внутреннем и внешнем мире человека. Мне кажется, что лейтмотивом конгресса как раз и было восстановление и создание новых связей между Востоком и Западом, между Германией и Россией, между Санкт-Петербургом и Москвой, между специалистами разных стран и внутри одной страны. Результатом этого удивительного процесса, помимо всего прочего, является журнал, который вы держите в руках.