Теория и Практика Сэндплейтерапии

2021, №5

ТРАВМА, НЕВИННОСТЬ И СИСТЕМА САМОСОХРАНЕНИЯ:

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Дональд Э. Калшед и Лоррейн Р. Фридл

Данная статья объединяет в себе труды и усилия двух профессионалов в сфере помощи людям: Дональда Э. Калшеда - PhD, клинического психолога и юнгианского психоаналитика, преподователя и руководителя обучения в IAAP, автора многочисленных журнальных статей и книг и Лоррейн Р. Фридл - PhD в области нейропсихологии, лицензированного клинического социального работника, сертифицированного, президента Американской Ассоциации Сэндплей терапевтов (STA), преподавателя Международного сообщества Сэндплей терапии (ISST), научного редактора журнала «Journal of Sandplay Therapy».
Калшед кратко, но емко описывает свою модель Системы Самосохранения (СС), про которую он более подробно писал в своих книгах про травму. Эта система действует как своеобразный комплекс, который активируется в момент травмы. Его цель – защитить внутреннее священное невинное ядро от дальнейшего нарушения через диссоциацию непереносимого аффекта от сознания. Как именно происходит саморегуляция психики при совладании с травмой и с какими эмоциями связана эта Система можно подробнее прочитать в статье. Калшед использует яркую метафору борьбы первичных архетипических сил - двух ангелов – Темного и Светлого - за невинного Ребенка, касаясь и того аспекта как эта метафора разворачивается в поле взаимодействия терапевт-клиент.
Лоррейн Фридл, взяв за основу модель СС, описала случай, который иллюстрирует восстановление этого ядра утраченной невинности и уязвимости в молодом человеке 23 лет с диагнозом ПТСР через процесс песочной терапии. Песочная терапия через сенсорную вовлеченность в собственные телесные ощущения, активизированные травмой, иногда может сделать больше в направлении к исцелению, чем вербальная терапия.
Лоррейн последовательно описала этот случай исцеления от чувства непереносимой вины после смерти матери в раннем подростковом возрасте. В данной работе представлена серия цветных фото песочных картин Сэндплей-процесса: от стадии неявных всплесков возвращающейся из диссоциации памяти до воплощенности чувств молодого человека и обретения им через это связи с самим собой.
Статья, на наш взгляд, еще ценна и тем, что после описания случая Лоррейн дается комментарий самого Дональда Э. Калшеда по отношению к тому, что именно происходило в терапии с точки зрения СС.

Купить журнал 2021 №5

ИСКУССТВО ПОНИМАНИЯ В СЭНДПЛЕЙ-ТЕРАПИИ

Анке Сейтс

Эту статью без преувеличения можно сравнить с мини-обучающим курсом по Сэндплей, так как она насыщена разной информацией и глубока по содержанию.
Статья очень полезна всем, кто работает в методе Сэндплей. Особенно мы бы рекомендовали ее прочитать тем, кто собирается посетить вебинар Анке Сейтс 23-го января 2022 года (см. наши анонсы ниже) в качестве подготовки смыслового поля к вебинару.
Анке Сейтс - психолог, детский и подростковый психоаналитик (VAKJP, DGAP), ведет частную практику в Роттенбурге с 1999 г., много лет преподает (ISST, IAAP). Доцент и супервизор Института Юнга в Штутгарте. Тренинг-аналитик Немецкого и Международного обществ Сэндплей терапии (DGST/ISST).
Анке пытается размышлять о том как же нам работать в Сэндплей, который является глубинно-психологическим методом работы с бессознательным с основой в аналитической теории К.Г. Юнга, если сам К.Г. Юнг не описал конкретных техник интерпретации или терапии?
Каким образом можно было бы понимать архетипическое, которое часто возникает в кабинете и в песочнице, как личное и индивидуальное самого клиента?
Терапия это искусство, и по словам самого К.Г. Юнга оно требует всего человека. Именно поэтому одним из важнейших инструментов в психоанализе и в аналитической психологии является сам терапевт.
В данной статье Анке старается как бы заново оценить существующие способы понимания терапевтического Сэндплей-процесса и дать место новым подходам, новому пространству смыслов, которые каждый терапевт открывает для себя лично.
Автор рассуждает про герменевтическое искусство интерпретации и поиска смысла в анализе, о различных видах понимания того, что происходит с клиентом и в процессе терапии, о трансцендентной функции, психодинамике и схемах интерпретации песочницы. Она затрагивает даже сновидения и их интерпретацию как часть процесса Сэндплей.
И с процессом переноса-контрпереноса в Сэндплей что-то случается с точки зрения Анке: он не просто смещается в поле песочницы. Немаловажен оказывается и такой аспект терапии как аналитическая позиция терапевта, которая допускает определенную долю «незнания» того, что происходит .
Анке описывает терапевтические отношения и с точки зрения нейропсихологии: что именно происходит в мозговых процессах, когда происходит бессознательных диалог двух личностей, которые встретились в кабинете.
Анке исследует мысли К.Г.Юнга, У. Биона, М.Уинборна, Х.-Г. Гадамера, Фю Шляйермахера, Платона, Аристотеля, А. Ферро, Огдена, Ж. Пиаже и других мыслителей, рождая в этой статье обширное «третье», объединяющее все эти взгляды и дающее возможность и дальше следовать уже за собственными размышлениями каждого конкретного аналитика про каждого конкретного клиента.

Купить журнал 2021 №5

ОПЫТ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ ПРИ РАБОТЕ С ПОДЖИГАТЕЛЯМИ:

ПОИСК «МЕСТО, КОТОРОЕ МОЖНО НАЗВАТЬ ДОМОМ»

Эмма Аллен

Эмма Аллен - член Британского и Ирландского сообщества песочной терапии (BISS), кандидат в члены Американской ассоциации Сэндплей-терапии (STA), лектор в Университете Ноттингэм-Трент и основатель направления песочной терапии в психиатрической больнице специального типа с интенсивным наблюдением1 Rampton High Secure (Ноттингем, Англия).
«Дома могут стать тюрьмой, а тюрьмы могут стать домами; и те и другие могут стать для нас поддержкой, быть символами Самости, но и, как бы ни парадоксально это прозвучало, стать местом насилия и осквернения», - пишет в своей статье Эмма Аллен.
Эмма исследует феномен «дома» и «тюрьмы» как динамические образы внутреннего мира в Сэндплей-процессе, применяемом в судебной психиатрии. Она приводит пример кейсов двух мужчин, проходящих лечение в психиатрическом станционаре в связи с организацией поджогов. Оба мужчины имеют диагноз «Трудности обучения», спутниками которого часто становится когнитивный дефицит, поведенческие нарушения и сложности в эмоциональной саморегуляции. Оба клиента воспитывались в свое время в неблагополучных семьях. Один из с клиентов был изъят из семьи в детский дом.
Эмма исследует символический смысл и самого факта поджога, и чем может стать поджигание чего-либо для личности при выстраивании собственной идентичности и отношений с другими людьми.
Через песочные картины и анализ кейса Эмма описывает поиск внутреннего дома после сиротливых скитаний и побегов как определенных отношений с домами из физической реальности. Ведь, в итоге, поиск дома – это духовный поиск и конечная цель психической трансформации каждой личности.
Эмма делает акцент на том, что песочная терапия может дать возможность выразить то, что трудно выразить вербально людям со сниженными когнитивными возможностями и нарушениями поведения. Она пишет, что песок и сам по себе как материал несёт в себе возможность тушить огонь в природе, а в кабинете бывает незаменим для тушения внутреннего огня гнева от обездоленности и бездомности вследствие нарушения отношений привязанности.
В этих кейсах она исследует как символический образный ряд может восстановить эмоциональный ущерб, ущерб Эго и селф, и как симбиотические отношения человека и собаки могут стать путём к исцелению, целостности и обретению дома.

Купить журнал 2021 №5

РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ПЕРСОНЫ

Светлана Сальник

Персона с точки зрения К.Г. Юнга это фрагмент коллективного психического. Она помогает индивиду выстраивать межличностные отношения, играя роль посредника между Эго и внешним миром. По Юнгу это один из основных архетипов, который является защитной оболочкой для Эго и Самости и обеспечивает человеку ощущение психологической безопасности.
В качестве защитной функции личности, бессознательно Персона может проявляется в снах, а также в песочных картинах клиентов.
В данной работе Светлана представила песочный процесс молодой женщины, своей клиентки, который был назван «Рождение новой Персоны». Замечательно то, что в статье представлено 15! клиентских песочниц. Такое количество песочниц дает возможность как бы повторить проживание этого процесса совместно с клиентом и терапевтом, отслеживая динамику внутренних изменений клиента, не упуская из вида важные нюансы Сэндплей-терапии.
Интересным для специалистов может показаться анализ символики песочниц с точки зрения отдельной культуры. Так как клиентка Светланы выходец из армянской семьи, то символическое значение различных фигурок в песочном подносе рассматривалась и в свете значений, характерных именно для данной культуры.
Такой дополнительный ракурс на, казалось бы, уже привычные нам образы, несомненно будет полезным для специалистов, расширяя их профессиональное символическое пространство.

Купить журнал 2021 №5
Исследование символов
2021, №5

ТКАЧЕСТВО И ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ

ВЫСТУПЛЕНИЕ АССАМБЛЕИ 2015

Дайана Н. Шервуд

Дайана Н. Шервуд - юнгианский психоаналитик и сертифицированный Сэндплейтерапевт STA и ISST.
С помощью амплификации, ревери и активного воображения она исследует в своей статье известный западный миф о ткачестве, греческую историю о ткацком состязании между богиней Афиной и смертной Арахной.
Автор искусно плетет свой рассказ и связывает в нем и различные символы ткачества, и творчество клиентов в кабинетах Сэндплей-терапевтов, и исторические события, лежащие в основе этого мифа. Как написала сама автор она писала статью, «сплетая воедино детали из яркой поэзии Овидия с археологическими исследованиями»
Терапевту очень важно искать связи не только в рассказах клиента, чтобы сделать его представление о себе более целостным, но и уметь находиться в связи с профессиональным сообществом, которое поможет и терапевту, и клиенту находиться «в свободном и защищенном пространстве» по Доре Калфф.
Дайана сравнивает приготовление профессионального пространства для работы с настройкой ткацкого станка: как ткач аккуратно настраивает свой утóк3 – основу для ткани, обеспечивая бесконечное число возможных реализаций.
Во времена ручного труда ткали руками, подлаживая ткацкий станок под конкретного мастера. В настоящее время люди испытывают недостаток творчества, где задействуются руки, поэтому песочная терапия дает прекрасный шанс прикоснуться руками к природной материи и создать собственный творческий продукт.
Дайана смотрит на феномен ткачества как на союз противоположностей, которые воплощены в образах Афины и Арахны.
Интересны также параллели с различными историческими эпохами, которые выстраиваются автором в контексте мифа, вплетаясь в символику взаимоотношений людей и мифических персонажей и в символику внутреннего субъективного мира психики.

Купить журнал 2021 №5

СИМВОЛИЗМ БАОБАБА В ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Селия Ван Вик

Селия исследует символизм баобаба в культуре народов Южной Африки. Автор как бы приоткрывает нам двери в сокровищницу преданий и значений этого могучего дерева, приводя в начале своего повествования пословицу народа эве из из Юго-Восточной Ганы в Западной Африке: «Дерево баобаба – это знание. Никто не может охватить его в одиночку».
Это дерево растет по всей Африке, встречается в Австралии и на Мадагаскаре и имеет удивительную форму, иногда похожую на растение, посаженное вверх корнями. У него много имен и большая продолжительность жизни (баобабы способны достигать возраста 3000 лет). Оно такого большого размера, что иногда может вмещать внутри себя до 40 человек! Баобабы вырастают в высоту до 20 м, а ствол может иметь диаметр 10 м или даже больше. Он не просто большой, но еще и полезен людям своими свойствами, которые автор щедро приводит в своей статье.
Помимо общеизвестной символики дерева, у баобаба есть своя индивидуальная символика, которая как бы является сосредоточением представлений различных народов и религий. В своей статье Селия приводит множество амплификаций к образу баобаба, которые могут пригодиться песочным терапевтам в их работе. В том числе она исследует и символику «перевернутого дерева», на которое так похож баобаб. Эта символика встречается также и различных мифах о баобабе, которыми также делится с читателями автор.
Интересно увидеть на фото и коллекцию фигурок баобабов у автора статьи. Селия также описывает случай молодого мужчины 24 лет, который использовал эти фигурки во время Сэндплей-процесса. На фото песочниц можно наблюдать и совместно с автором размышлять об изменениях, символически связанных с этим удивительным образом могучего дерева.

Купить журнал 2021 №5

ВОЛШЕБНАЯ ПТИЦА САМРУК

Елена Шевелёва

В этой статье Елена исследует универсальный образ птицы, который очень часто встречается в фольклоре различных народов в космогонических мифах, сказках, легендах и алхимических трактатах. Автор также приводит примеры мифов о сотворении, в которых проявляются либо материнские, либо отцовские энергии этого образа в зависимости от региона, условий жизни и культуры народов, проживающих на коллективном уровне содержание данного мифического образа. Птицы часто селятся на деревьях. Дерево древний и многогранный символ также упоминается в данной статье и особенно интересно читать про взаимосвязь этих двух символов.
Исследуя сам образ птицы и его символическое значение, автор уделяет особое внимание «Волшебной птице Самрук (Симург)» из казахского эпоса. Это «птица-созидательница, птица нового творения мира, птица Мирового древа – это старейший космогонический образ птицы-демиурга, носитель царственности, пророчества, счастья, мудрости, высшего божественного знания, справедливости и защиты; символ древнеиндийского философского принципа Атман..», - пишет Елена.
Образы птиц других народностей часто имеют схожее с Самрук звучание имен, поэтому интересно читать про различные архетипические значения мифа о птице Самрук, которые могут быть применимы и к другим культурным контекстам.
Среди этих значений Елена приводит различные мотивы этого образа для символического анализа: птица на Мировом дереве, откладывание птицей яйца, птенцы птицы в гнезде, дракон в корнях дерева, заползание змея-дракона к верхушке дерева к гнезду с птенцами, борьба птицы с драконом-змеем, борьба Героя с драконом и мотив взаимодействия птицы и Героя.
И, наконец, автор исследует алхимический символизм образа птицы Самрук и образ Самрук в архитектуре, искусстве, социальной жизни и кинематографе.
Рекомендуем самостоятельно прочитать эту интересную и насыщенную образами статью полностью в 5-м номере журнала.

Купить журнал 2021 №5
Воспоминания и размышления: книги, события, опыт
2021, №5

ПО СЛЕДАМ ВЕБИНАРА АНКЕ СЕЙТС ВООБРАЖЕНИЕ, КАК ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСТВА: РОЛЬ ФАНТАЗИИ СИМВОЛА И ИГРЫ В РАБОТЕ ТРАНСЦЕНДЕТНОЙ ФУНКЦИИ

(ОКТЯБРЬ, 2021 ГОДА)

Татьяна Соболева, Мария Белова

В журнале можно прочитать подробное описание вебинара двумя песочными терапевтами. Такое двойное, подробное описание создает эффект объема и присутствия на вебинаре, который уже состоялся, но на котором есть возможность "поприсутствовать", если ранее не было такой возможности, с помощью этих воспоминаний.

Купить журнал 2021 №5

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СЕМИНАРЕ ЛИНДЫ КАНИНГЕМ

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНИ В СЭНДПЛЕЙ-ТЕРАПИИ

(АВГУСТ, 2021 ГОДА)

Татьяна Соболева

Очень структурированное и подробное описание теневых аспектов Сэндплей-терапии, которые прозвучали на вебинаре Линды Канингем в августе 2021 года. Вебинар порадовал слушателей неожиданными открытиями теневого материала, что удалось отразить автору при описании данного вебинара.

Купить журнал 2021 №5

РАЗМЫШЛЕНИЯ И ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩЕМ СЕМИНАРЕ ОЛЬГИ ЛИПАДАТОВОЙ

В 2021 ГОДУ

Наталья Патиева

Завершающий очный блок этой программы проходил в Москве в сентябре 2021 года, и, несмотря на препятствия в виде пандемии, программа все-таки была пройдена целиком и завершена, дав ее участникам очень многое для понимания Сэндплей-процесса, который может происходить в различных условиях.

Наталья подробно описывает этот нелегкий, ставший успешным процесс.
Купить журнал 2021 №5
Вглядываясь в истоки
2021, №5

ИНТЕРВЬЮ С ДЖУДИ ЗАПАКОСТА

Джуди Запакоста - семейный психотерапевт (MFT), сертифицированный преподаватель ISST и STA, бывший прездиент STA и казначей Фонда Марион Вудман.
Ее интервью интересно почитать, так как у нее очень большой опыт работы. Джуди ведет частную практику в Санта-Крус, Калифорния, более 30 лет. Основное внимание она уделяет юнгианской психотерапии, песочной терапии, снам и интеграции психики и тела. Джуди консультирует терапевтов, использующих песочную терапию, а также публикуется и преподает как на национальном, так и на международном уровнях. Ее последняя книга «Жемчужины – определяющие моменты в нашей жизни» опубликована в 2014 году.
В интервью можно увидеть интересные ответы Джуди на вопросы о ее знакомстве с песочной терапией и методом Сэндплей, о его месте в ее жизни и влиянии на практику, о ценности личного процесса терапевта и силе метода Сэндплей, о работе с парами и семьями данным методом и редакторской работе в Американском Журнале Сэндплей.

Купить журнал 2021 №5

ИНТЕРВЬЮ С ОЛЬГОЙ ЛИПАДАТОВОЙ

Интервью с Ольгой Липадатовой мы рекомендуем к прочтению для понимания особенностей Сэндплей, ожиданий от него и внимания к трудностям, с которыми неизбежно могут столкнуться коллеги, когда образовывается национальное профессиональное сообщество.
Ольга Липадатова - вице-президент CAST (Канадское Общество Сэндплей Терапии), сертифицированный преподаватель, супервизор и Сэндплей-терапевт ISST/CAST, арт-терапевт, консультирующий редактор Русского Сэндплей Журнала. Также в настоящее время Ольга выполняет роль казначея ISST (Международного Сообщества Сэндплей Терапии).
Ольга родом из России, но долгое время живет заграницей, владеет несколькими языками и имеет огромный опыт работы в мультикультурном пространстве со всем его богатством и многообразием.
Она считает, что у Русского Журнала Сэндплей большое будущее, так как для него очень качественно отбираются материалы, в том числе западных Сэндплей-терапевтов, которые уже печатались в американских или немецких журналах, что является своеобразной гарантией качества материалов и поддержкой, оказанной ими русскому журналу.

Купить журнал 2021 №5
Сообщество
2021, №5

НОВОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ ISST

Здесь можно прочитать последние новости ISST сообщества и Послание президента ISST Такудзи Натори.
Важным является то, что 8 августа 2021 года удалось провести первую Генеральную ассамблею ISST онлайн, на которой было принято много важных и необходимых решений для деятельности ISST.
В этом разделе можно увидеть послание от ISTA – Израильской ассоциации Сэндплей-терапевтов: Михаль Трударт, Берт Мельцер, Ханна Валерия Гришко. Также президент LSST – Латвийское сообщество Сэндплей-терапевтов Президент Лига Равиня описала положение дел в Латвии с точки зрения развития сообщества. SGSST - Швейцарское общество песочной терапии Президент в лице Марии Кендлер поделилось происходящим в Сэндплей в Швейцарии, а также представители сообществ многих других стран представили количество сертифицированных членов их сообществ и обучающие программы, которые проводятся в рамках ISST.
И завершается статья заявлением ISST от 25 июля 2021 года о целях и задачах ISST.

Купить журнал 2021 №5
Теория и Практика Сэндплейтерапии
2021, №4

ПСИХОТЕРАПИЯ ЛЮДЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Анник Кудре-Маурую

Темой этой статьи является возможность психотерапии с помощью Сэндплей для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями.

При оказании психической помощи этим людям необходимо учитывать трудности, с которыми они могут столкнуться на экспрессивном, эмоциональном, символическом, травматическом и реляционном уровнях.

Основываясь на развивающейся логике процесса индивидуации, терапевт может направлять их сопровождение, включив их в сквозную эволюцию человека.

Песочная терапия, которая является косвенным экспрессивным методом, может позволить избежать влияния их коммуникативных трудностей. Чтобы проиллюстрировать богатство такой методологии, представлено тематическое исследование.

Купить журнал 2021 №4

СЭНДПЛЕЙ–ТЕРАПИЯ КАК ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ–ПЕРВОКУРСНИКАМ В АДАПТАЦИИ К ВУЗУ

Гришина Елена, Стефанович Дарья

Хотя исследования процесса и результатов психотерапии предпринимаются уже на протяжении без малого ста лет, основными методами исследования в области глубинной психотерапии — классического психоанализа, юнгианского анализа, юнгианской песочной терапии и т. д. — остаются качественные методы, в частности, анализ клиентского случая.

Тем не менее, интерес к количественным исследованиям с стороны представителей глубинных направлений психотерапии неуклонно растет, и таких исследований становится все больше.

В статье представлены результаты качественно-количественного исследования эффективности Сэндплей-терапии в качестве метода помощи студентам-первокурсникам в адаптации к вузу.

Психологи, работающие в вузах, подтвердят, насколько проблемным может быть этот важный период в жизни студента — есть много факторов, осложняющих начало высшего профессионального обучения, хотя от него во многом зависит и психическое благополучие студента, и успешность его дальнейшего обучения, и во многом профессиональное и личное будущее.

Мы с большим сожалением можем вспомнить целый ряд трагических случаев, когда бывшие неблагополучные ученики или студенты устраивали страшные расправы в учебных заведениях. Помощь первокурсникам в адаптации служит в том числе и профилактикой таких трагедий. Исследование показало, что песочная терапия — эффективный способ оказания такой помощи, что было подтверждено количественными данными и статистическими методами их обработки.

В статье описаны результаты количественного исследования, а также приведена виньетка клиентского случая одной из его участниц.
В этой небольшой виньетке описано только начало и завершение длительного, трудного и красивого личного процесса, но она служит иллюстрацией и примером тех колоссальных изменений во внутреннем мире участников исследования, которые стоят за сухими цифрами данных опросов и их статистической обработки.

Купить журнал 2021 №4

РУКИ, КОТОРЫЕ ДЕРЖАТ НИТЬ АРИАДНЫ. ВХОД В ЛАБИРИНТ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И ВЫХОД ОБРАТНО

Козырь Лариса

В статье рассматриваются некоторые особенности песочной терапии. Большое внимание уделяется осязанию, прикосновениям и работе рук в песке. Исследуется важность связи сенсомоторного и психоэмоционального развития.

Автор предлагает материал для дальнейших дискуссий и исследований о роли работы рук в песочной терапии: каким образом наблюдение за работой рук клиента может иметь диагностическую и терапевтическую ценность.

Прикосновение к песку обращает клиента не только к сложным воспоминаниям, травмам и проблемам развития, но одновременно дает возможность обнаружить собственные ресурсы и пути исцеления.
Рассматриваются три вида тактильного восприятия на руках: кожное чувство (архетип матери), чувство равновесия (архетип ребенка) и восприимчивость глубины (архетип отца).

Рассматривается механизм Нейросенсорной Петли Обратной Связи в песочной терапии.

Купить журнал 2021 №4
Исследование символов
2021, №4

ЗАСТЫВШИЕ ВО ВРЕМЕНИ: СНЕГ И ЛЕД В ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Барбара Бруглер

Аннотация статьи скоро появиться...

Купить журнал 2021 №4

ЧЕТЫРЕ СТИХИИ В СЭНДПЛЭЙ И КОНТЕЙНИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ТЕРАПЕВТА

Поветкина Вера, Новгородова Юлия, Васильева Елена

Используя алхимическую метафору Четырех стихий и пятого элемента авторы статьи рассматривают основные составляющие юнгианской песочной терапии.

В статье идет речь о представленности стихий в кабинете Сэндплей, обсуждается наличие и отсутствие той или иной стихии и их символическое значение в песочной композиции.

Отдельное место отводится терапевтическим отношениям, контейнирующей функции терапевта и переносу-контрпереносу в Сэндплей.

Также авторы проводят связь между последними исследованиями в области нейронаук, теории привязанности и происходящему в Сэндплей-процессе.

Купить журнал 2021 №4

ЧЕРНАЯ ПАНТЕРА — СОЧЕТАНИЕ ГРЕХА И НЕВИННОСТИ

Соболева Татьяна

Цель данной работы — исследование отраженных в символе черной пантеры богатства теневых аспектов бессознательного, трансцендентной функции, развития индивидуального сознания и регуляции архетипических энергий.

Пантера/леопард один из основных символов, в котором наиболее ярко представлено коллективное бессознательное. Черный цвет у черной пантеры добавляет энергии Тени в этот и без того очень энергетически заряженный образ хищника с контрастными полярными пятнами на шкуре.

Бессознательные проекции желаемых личностных черт, которые очень важны для выживания человечества и сбалансированности индивидуальной психики, отпечатались в коллективном бессознательном и нашли свое выражение в данном образе, проявление которого можно проследить с момента зарождения первых человеческих цивилизаций и до наших дней.

Пантеру можно встретить во многих архетипических сюжетах противостояния добра и зла, развития и распада, жизни и смерти как части природных циклов, единства и борьбы противоположностей.

В природе черная пантера активный, сильный, выносливый и опасный хищник, который ведет достаточно независимое существование, сочетая адаптивную агрессию, необходимую для выживания, с нежной заботой о потомстве.

На образ этого хищника часто проецируется теневая фемининность, в которой ярко представлена активная темная сторона материнства и женственности.

В данной статье делается попытка проследить проекции психики на образ черной пантеры с точки зрения развития активности индивидуального сознания, которая очень важна при переходе от матриархальной стадии развития к патриархальной.

Недаром Жорж Ромэ называет черную пантеру «королевой сновидения» и приписывает ей функцию проводника в бессознательное, в ту часть психического, которое готово к изменению и перестройке.

Купить журнал 2021 №4
Воспоминания и размышления: книги, события, опыт
2021, №4

ОБЗОР КНИГИ ЭСТЕЛЬ Л. ВАЙНРИБ «ОБРАЗЫ САМОСТИ: ПРОЦЕСС СЭНДПЛЕЙ–ТЕРАПИИ»

Шевелева Елена

Данный обзор познакомит вас с книгой Эстелль Вайнриб «Образы Самости: процесс сэндплей-терапии».
Эстелль Л. Вайнриб была очень уважаемым юнгианским аналитиком. Вела активную карьеру в Нью-Йорке, сыграла важную роль в развитии и распространении сэндплей-терапии в Соединенных Штатах. Стажировалась Эстелль в Швейцарии у Доры М. Калфф.

В этой классической работе Вайнриб делится своим пониманием того, как песочные игры исцеляют и трансформируют психику.

Купить журнал 2021 №4

ВОСПОМИНАНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОБУЧАЮЩЕМ СЕМИНАРЕ ЛЕНОР ШТЕЙНХАРДТ В МОСКВЕ В 2019 ГОДУ

Забалуева Алена

В статье автор делится своими впечатлениями о семинаре Ленор Штейнхард, автора книги «Юнгианская песочная терапия», которая для многих русскоязычных специалистов стала азбукой и путеводителем по Сэндплей.


В этом обзоре авторе рассказывает о профессиональном и творческом пути Ленор, ее подходе в Сэндплей, делится темами, которые были освещены на семинаре и ключевыми фразами-цитатами, которые стали ценными питающими и дающими поддержку дарами для всех участников семинара.


«Передавая свой многолетний опыт работы, Ленор учила нас многозначности, разносторонности интерпретаций, аккуратности в работе с клиентом любого возраста».


Купить журнал 2021 №4

РАСШИРЯЯ ГРАНИЦЫ: ОБУЧАЮЩИЕ ВЕБИНАРЫ,ОРГАНИЗОВАННЫЕ РУССКИМ СЭНДПЛЕЙ ЖУРНАЛОМ В 2020 И 2021 ГОДУ

Мосенков Валерий

Жажда общения и стремление вырваться из ограничений, связанных с COVID-19, синхронично привели всех членов редакции Русского Сэндплей Журнала к идее дать ему голос. И не только голос, но и живую динамику общения с читателями.


Наиболее подходящей формой для этого в нынешних условиях широкого распространения информационных технологий безусловно является вебинар.


Первым кто откликнулся на наш порыв была Лоррейн Фридл – президент Американской Сэндплей-ассоциации.

Она провела увлекательный вебинар «Огонь и Песок. Живая мифология Пеле в песочной терапии» 18 ноября 2020 года.


Второй семинар состоялся уже в конце февраля 2021 года. И на этот раз нам предстояла встреча с нашей очень доброй знакомой из Пенсильвании (США) Бетти Джексон.

На вебинаре «Когда дети несут неосознанную боль родителей» Бетти представила очень впечатляющий случай своей двухлетней работы с пятилетним мальчиком и его матерью.


Купить журнал 2021 №4
Вглядываясь в истоки
2021, №4

ИНТЕРВЬЮ С ГРЕЙС ХОНГ О ПУТИ В СЭНДПЛЕЙ

Грейс Хонг — психиатр, клинический психолог.
Грейс Хонг проработала психологом в региональном суде штата Миннесота в США в течение тридцати лет, а после возвращения домой на Тайвань в 1999 году она посвятила себя преподаванию Сэндплей-терапии.

Грейс Хонг является президентом-основателем Тайваньской ассоциации Сэндплей-терапии и работает консультантом в фонде «Сад Надежды». Грейс сертифицирована в Тайване и Миннесоте, США, как клинический психолог, и является преподавателем Международного общества Сэндплей-терапии и Ассоциации Американских Сэндплей-терапевтов.

Купить журнал 2021 №4
Сообщество
2021, №4

НОВОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ ISST

Перевод Новгородовой Юлии

В данном разделе представлены материалы новостного письма ISST от декабря 2020, где каждое Национальное сообщество делится произошедшими изменениями и новостями.


Материал взят из ISST Newsletter, December 2020, Issue 16, Volume 8, Number 2, и публикуется с разрешения редактора Терезы Фокс-Аппельман (Theresa Foks-Appelman).


Купить журнал 2021 №4
Словарь символов
2020, №3

СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ

Кэй Брэдвэй

Кэй Брэдвэй — психолог, одна из основателей и первых членов Ассоциации сэндплей-терапевтов США и Международного общества сэндплей-терапевтов (ISSТ), одна из основателей Института К.Г. Юнга в Сан-Франциско, практикует в Саусалито, Калифорния, США.

Словарь символов был впервые опубликован в Американском Журнале по Сэндплей-Терапии, 2001, т.10, вып.1.

В каждой словарной статье описаны символические значения образов и их сочетаний, встречающихся в песочных картинах клиентов во время Сэндплей-терапии. Эти значения собраны из различных источников, так что читатель может ощутить разнообразие смыслов и сложность толкований фигур в сэндплее.

Книга может быть полезна специалистам, а также интересующимся символической жизнью психики.

Купить журнал 2020 №3
Теория и Практика Сэндплей-терапии
2020, №2

ПЕСОК И ПРЕДМЕТЫ: ОТРАЖЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СЛОЕВ ПСИХИКИ В ПЕСОЧНИЦЕ

Карло Руффино

Цель данной работы — предложить осмысление различных значений самого песка и различных объектов, которые могут быть использованы для создания картины песочницы.


Песок представляет собой матрицу, тот материнский элемент, из которого берет начало всякая жизнь. Он символизирует также сому и таким образом может дать голос тем ядрам страдания, которые записаны в теле.


С точки зрения алхимической символики, песок может представлять собой Prima Materia. В самом песке выражаются глубочайшие слои психики, более архаичные и примитивные эмоции, те эмоции и воспоминания, которые главным образом запечатлены в теле и не могут быть выражены словами.


Предметы и статуэтки - это образ внутреннего театра клиента, то есть психического уровня, на котором различные персонажи внутреннего мира уже структурированы, даже если они остаются бессознательными.


Целительная сила песочной терапии проистекает именно из возможности интегрировать эти различные психические аспекты, восстанавливая психофизическую целостность.


Эта статья была представлена на XXI Конгрессе ISST: Origins, Evolution, Essentials, 2011, Иттинген, Швейцария.


Купить журнал 2020 №2

МЫ СОЗДАЕМ СЕБЯ В ОТНОШЕНИЯХ. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РЕЛЯЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЭНДПЛЕЙ

Анке Сейтс

С самого начала К. Г. Юнг подчеркивал реляционное измерение в анализе. Поэтому песочная терапия является интерсубъективным феноменом и требует безопасного, межличностного поля с резонирующим присутствием других.


Песочная игра занимает свое место в отношениях между терапевтом и пациентом и, следовательно, является частью диалогического процесса. Недостаточно просто предложить поднос с песком и несколько фигурок и наблюдать за сценой, терапевты всегда участвуют.

Как сказал Юнг, трансформация происходит с обеих сторон, как со стороны пациента, так и со стороны терапевта.

Творчество развертывается только в контексте интерсубъективного поля как процесс коммуникации за пределами сознания. Аффективные зеркальные отношения предшествуют всем воображаемым ситуациям, что означает, что в начале есть отношения, творение есть сотворчество.


После теоретического введения, которое размышляет о значении резонансного пространства в интерактивной области песочной терапии, клинический пример девочки-подростка проиллюстрирует творческий и преобразующий опыт глубокого взаимопонимания, как разговор между двумя «бессознательными», где мы нашли друг друга и стали одним целым: в отношении мы оба были созданы.


Купить журнал 2020 №2
Исследование символов
2020, №2

СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА И РАЗВИТИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В СЭНДПЛЕЙ-ПРОЦЕССЕ РЕБЕНКА

Марина Ионеску

В данной статье исследуется значение скелета как символа в процессе исцеления мальчика с физической травмой.

Автор исследует, как различные символические значения скелета помогали терапевтическому пониманию того, как этот ребенок восстанавливал свою личность после травмы.

Появление скелета в лотке высветило начало изменений в психике ребенка.


Обсуждение клинического случая показывает, что присутствие этого символа в сценах детских песочных игр может быть важным признаком трансформации.


Кроме того, автор рассматривает архетипические и психологические перспективы образа скелета, а также исследует значение человеческого скелета в культуре.


Купить журнал 2020 № 2

ВОРОН — ЧЕРНЫЙ ДУХ ПРИРОДЫ

Мосенков Валерий

Ворон одна из самых умных и загадочных птиц. Он имеет обширную мифологию, берущую начало в глубокой древности.


Сегодня образ ворона, как и много лет назад, продолжает волновать воображение людей и приходит к ним во снах и песочных композициях.


В эссе «Ворон — черный дух природы» автор исследует противоречивый характер множества значений этого образа в мифах, сказках, литературе, изобразительном искусстве. А также приводит различные мнения о нем К. Г. Юнга и его последователей.


Купить журнал 2020 №2

МАТЕРИНСКИЙ КОМПЛЕКС В ТЮРКСКОЙ МИФОЛОГИИ

Игумнова Ольга

Данный доклад впервые был прочитан на онлайн конференции «Культурные комплексы» (С-Петербург, Восточно-Европейский институт психоанализа, 2019, Базовый курс юнгианского анализа, организатор Оксана Лаврова).


В статье использованы рисунки казахстанской художницы Кантар Самал.


В статье автор размышляет о культурном комплексе казахского народа, о детско-родительских отношениях и о женских архетипах, встречающихся в казахском фольклоре.


Купить журнал 2020 №2
Воспоминания и размышления: книги, события, опыт
2020, №2

КРЫМСКАЯ ИСТОРИЯ. ВОСПОМИНАНИЯ О МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОЕКТЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В КРЫМУ

Левестам Светлана

В статье автор рассказывает о своем опыте организации обучающего тренинга по Сэндплей-терапии в Ялте для коллег на Крымском побережье с преподавателем и членом ISST Рут Босс-Бауманн из Швейцарии (Цюрих).


Проект длился с 2011 года по 2013 год. Автор описывает структуру программы, темы семинаров, места проведения тренингов и скорость распространения метода Сэндплей и заинтересованность смежных специалистов.


Этот опыт может вдохновить как начинающих Сэндплей–терапевтов, которые хотят организовать тренинг в своем городе, так и тем, кто уже прошел часть пути.


Купить журнал 2020 № 2

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СЕНДПЛЕЙ. ПОИСКИ ПУТЕВОДНОГО СВЕТА

Григорян Лиана

В статье автор делится своими впечатлениями о программе обучения от Международного сообщества ISST с преподавателями из Италии и Германии:


Карло Руффино (доктор наук, Вице-президент Европейского отделения ISST, обучающий аналитик в Институте Юнга IAAP, обучающий специалист AISPT, ISST) , Эльвира Валенте (обучающий аналитик в институте Юнга IAAP, обучающий специалист AISPT, ISST)и Ульрике Хинч (доктор медицинских наук, обучающий специалист ISST, DGST).


Автор описывает свой опыт участия в тренинге, через метафору русской народной сказки «Василиса Прекрасная».

Как и Василиса, группа психологов с разным уровнем подготовки, отправились в лес, к Бабе Яге за путеводным светом, чтобы заглянуть вглубь метода Сэндплей.


Купить журнал 2020 №2
Пандемия коронавируса Covid-19 в жизни, обучении и терапии
2020, №2

ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА COVID-19 В ЖИЗНИ, ОБУЧЕНИИ И ТЕРАПИИ

В данном разделе представлены материалы новостного письма ISST от июня 2020, посвященного ситуации в мире из-за коронавируса Covid-19, где президент ISST Такудзи Натори описывает, как изменилась работа организации, а специалисты из разных стран делятся своими впечатлениями и размышлениями о жизни и работе в этой новой для нас ситуации.


CAST - Канадское общество песочной терапии

Сильвия Симоний-Элмер

DGST - Немецкое общество песочной терапии

Ульрих Виннер

SGSST - Швейцарское общество песочной терапии

Мария Кендлер

STA - Американское общество песочной терапии

Лоррейн Р. Фридл

CST - Румынское общество песочной терапии

Марина Ионеску


Материал о том, как переживалась пандемия коронавируса в национальных сообществах ISST, взят из ISST Newsletter, June 2020, Issue 15, Volume 8, Number 1, и публикуется с разрешения редактора Терезы Фокс-Аппельман (Theresa Foks-Appelman).


Купить журнал 2020 № 2
Вглядываясь в истоки
2020, №2

ИНТЕРВЬЮ С ЛОРРЕЙН Р. ФРИДЛ — ПРЕЗИДЕНТОМ АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ СЭНДПЛЕЙ-ТЕРАПИИ

Лоррейн Р. Фридл (Lorraine R. Freedle) — доктор философии в области нейропсихологии, лицензированный клинический социальный работник, сертифицированный педиатр и школьный нейропсихолог, Президент Американской ассоциации Сэндплей-терапевтов (STA), сертифицированный Сэндплей-терапевт и преподаватель Международного сообщества Сэндплей-терапии (ISST), научный редактор журнала Journal of Sandplay Therapy.

Лоррейн Фридль щедро делится своими воспоминаниями, размышлениями и опытом. Она живёт на Гавайских островах, но работает и дружит с коллегами по всему миру, среди который Дональд Калшед, Мартин Калфф и многие другие специалисты в области аналитической психологии и Сэндплей-терапии.


Направление ее научных исследований находится на стыке гуманитарных и нейропсихологических наук.

С надеждой на расширение сотрудничества и добрыми пожеланиями она обращается к читателям нашего журнала.


Купить журнал 2020 № 2

ИНТЕРВЬЮ С БЕТТИ ДЖЕКСОН О ПУТИ В СЭНДПЛЕЙ

Бетти Джексон (Betty C. Jackson) — лицензированный социальный работник (Licensed Social Worker – LSW), сертифицированный и обучающий Cэндплей-терапевт (CST-T) Американской ассоциации Сэндплей-терапевтов (Sandplay Therapists of America -STA) и Международного общества Сэндплей-терапии (International Society for Sandplay Therapy, ISST).


Бетти Джексон входит в совет директоров ISST (с 1994 по 2001 гг. и с 2014 г. по настоящее время), основала Центр юнгианской игры на песке в Юго-Восточной Пенсильвании, соавтор книги «Into the Heart of Sandplay», вышедшей в 2018 г.

Отвечая на вопросы Русского Сэндплей Журнала, Бетти Джексон, рассказывает о своем знакомстве с основательницей метода Дорой Калфф, анализирует путь развития, который прошли организации ISST и STA с момента основания до наших дней.


Наиболее ценными являются размышления Джексон о влиянии культурных особенностей на развитие профессиональных национальных сообществ.

Красивым завершающим аккордом интервью стала метафора, которую использует Джексон, вспоминая русскую сказку "Василиса Премудрая и куколка-помощница".


Купить журнал 2020 №2
Сообщество
2020, №2

ГИД ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ СЕРТИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО СИМВОЛУ В ISST

Новгородова Юлия

Изучение символа является личным путешествием, целью которого является нахождение персонального значения символа в многообразии его значений и связей с коллективным бессознательным.

Это путешествие может помочь нам обрести новый смысл, а также усилить наши различные внутренние энергии на интеллектуальном, эмоциональном, духовном и даже физическом уровне.


В статье автор описывает подходы к изучению символа, принятые в Международном сообществе песочных терапевтов.

Какие вопросы стоит задать себе при изучении символов, к каким материалам стоит обратиться. В статье дается структура работы, которой следует придерживаться, описываются правила ее оформления, приводится обширный список литературы, который станет опорой для начала исследования.


Купить журнал 2020 № 2
Теория и Практика Сэндплей-терапии
2020, №1

МОЛЧАНИЕ В СЭНДПЛЕЙ

Сигнелл Карен

В статье представлен доклад сделанный в 1995 году на конференции Американской Ассоциации Песочной терапии «Песочная терапия: тихий голос Самости».


Автор выделяет три стадии молчания в процессе песочной терапии.


«Безмолвие Эго» — это стадия, когда, приглушая Эго, заставляя его замолчать, умиротворяя его, терапевт может помочь клиенту совершить переход от внешнего разговора и внутренней работы к более спокойному царству безмолвной игры.


В стадии «естественного безмолвия» психотерапевт сдержан, однако настроен на игру клиента и внимает этой игре с ее борьбой и препятствиями.


«Глубокое безмолвие» - это более архетипическое царство, за пределами слов, за пределами чувств, за пределами личного.


Терапевт и клиент доверяют внутреннему проводнику, своей Самости на пути встречи с глубинными темными аспектами / сторонами личности, решая проблемы и исцеляя(сь) посредством символической игры.

Исследуются теневые аспекты безмолвия: омертвляющие или диссоциированные безмолвия, контролирующая тишина, а также диагностирование терапевтом того, что ставит под угрозу безопасное место для психотерапии.


Приводятся примеры практических трудностей при завершении песочного процесса. Обсуждаются различные способы просмотра законченной песочницы терапевтом вместе с клиентом.


Купить журнал 2020 № 1

РАССКАЗЫВАНИЕ ИСТОРИЙ ЧЕРЕЗ СЭНДПЛЕЙ-ТЕРАПИЮ: ОПЫТ, МЕНЯЮЩИЙ ЖИЗНЬ

Липадатова Ольга

Эта статья основана на материале, который я собрала во время работы над своей диссертацией, когда я работала в Университете Конкордия в Монреале.


Имея опыт иммиграции и пройдя процесс адаптации в новой стране, я решила, что сосредоточусь на анализе психологического опыта адаптации иммигрантов, выраженного в процессе песочной терапии.


В этой статье я сосредоточусь на случае молодого человека лет тридцати с небольшим, который эмигрировал в Канаду со своей семьей, которого мы условно назовем Александром.

Несмотря на свой талант и очень хорошее образование, он не смог найти свое место в новой жизни и через год после переезда в Канаду впал в депрессию.

В течение полутора лет Александр проходил курс песочной терапии.

Многие из этих историй разворачивались по классическому сказочному сценарию "Путешествие героя", включая следующие этапы, первоначально описанные Д. Кэмпбеллом.


Купить журнал 2020 №1

СЭНДПЛЕЙ-ТЕРАПИЯ С ПОДРОСТКАМИ В СИТУАЦИЯХ ПЕРЕЖИВАНИЯ УТРАТЫ

Трошихина Евгения

В данной статье описывается исцеляющий опыт песочной терапии у девочки 12 лет, которая в пятилетнем возрасте оказалась свидетелем убийства ее матери. Но статья может быть интересна в том числе и специалистам, работающим с категорией детей-сирот, у которых родители по-прежнему живы. Это особая категория детей, которые в своем опыте пережили опыт утраты вследствие разрыва с родительскими фигурами. Они как бы пережили смерть своей прошлой идентичности семейного ребенка. Этот опыт является очень травматичным, и часто символы, выбираемые такими детьми в Сэндплей-терапии, бывают похожи.


Казалось бы, что такие сильные травмы с острыми эмоциональными переживаниями могут навсегда заблокировать процессы роста и развития. Но в подростковом возрасте, этом переходном периоде бурных изменений, помимо риска регресса присутствует и потенциал развития. Потеря матери включает особо сильные психические защиты. Особенно, если она произошла в раннем возрасте, как у этой девочки. При таких обстоятельствах подростки не могут рассказать

словами о тяжелых событиях и своих чувствах, поэтому Сэндплей-терапия как в большей степени невербальная техника, является прекрасной возможностью исцелить травматические раны и найти путь к заблокированным чувствам для высвобождения энергии развития.


В статье приводится серия песочных картин, которая строила девочка в процессе терапии и прослеживается динамика перехода в новый исцеляющий опыт у девочки.


Автор исследует символику песочных картин с точки зрения этих изменений.

Очень интересно описывается как подросток практически заново выстраивает свою нарушенную вследствие потери матери идентичность с помощью символических фигурок и картин в целом. Прослеживается как она переходит от однообразной травматической игры в песочнице к внутреннему перерождению.


Купить журнал 2020 №1

Исследование символов
2020, №1

ПОИСК «ДВЕРИ» КАК ПУТЕШЕСТВИЕ К СЕБЕ

Сальник Светлана

Автор, знакомит с многообразием символа двери. Этот символ проходит через жизнь и миропонимание каждого человека, находит свою архитепическую глубину и отражение в наших снах, сказках, надеждах и тревогах. Открыть нужную дверь - это всегда изменить свою жизнь, узнать что-то новое, познать мир, реальность и себя самого. Символ «двери», как и любой другой символ, всегда открыт для дальнейшего исследования и рассуждения.


Купить журнал 2020 № 1

СИМВОЛ ЛЯГУШКИ: С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО СОВРЕМЕННОСТИ

Кучерявенко Анна

В статье исследуется символ лягушки через изучение образа лягушки как объекта физического мира. Показано как этот символ появляется в мифологии и религиях древнего мира, алхимии, языческом фольклоре. Затем описывается преобразование символизма лягушки в более поздний период, связанный с развитием патриархальных религий и ценностей.

Прослеживание образа лягушки на разных стадиях развития коллективного сознания показало, что она появляется на каждом этапе, неся энергию того архетипа, который требуется для развития – сначала рождающей и питающей Великой матери, потом отвергаемой Тени, и Божественного Ребенка. Можно сказать, что в образе лягушки аккумулируется энергия Самости, направляющей и питающей процесс развития личности от рождения и до конца жизни.


Купить журнал 2020 №1

ПАГОДА — КАК СИМВОЛ МУЗЫКИ ДУШИ

Поветкина Вера

В статье представлено исследование символа пагода.

Автор делится своими размышлениями о психологическом и архитипическом понимании данного символа, подробно описывает историю возникновения этих построек, анализирует символический смысл, который скрывается во внешнем виде и внутреннем обустройстве сооружений и находит своё выражение в сказках, повериях и легендах о пагодах. И постепенно подводит читателя к тому, как появление пагоды в песочном лотке помогает нам разгадать тайны своей души, обнаружить наши внутренние сокровища, пройти свой путь индивидуации и трансформации.


Купить журнал 2020 №1
Размышления: книги и события
2020, №1

ОБЗОР КНИГИ Б. Л. БОЙК И Э. А. ГУДВИН «СЭНДЛЕЙ-ТЕРАПИЯ. ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ТЕРАПЕВТОВ»

Шевелёва Елена

В период начала моего знакомства с Сэндплей-терапией, в моей психологической практике я отчаянно нуждалась в книгах, которые помогли бы мне качественно начать работу в этом подходе.

В 2006 году мне удалось приобрести книгу на английском языке «Sandplay therapy. A stepby-step manual for psychotherapists of diverse orientation» (2000) от авторов Barbara Labovitz Boik и E. Anna Goodwin авторитетного издательства W.W. Norton & Company (New York/ London). Эта книга действительно оправдала свое название, став для меня пошаговым руководством в организации среды песочной терапии и стартовыми ориентирами работы с различным контингентом людей обращающихся ко мне за психологической помощью.

Барбара Лабовиц Бойк и Э. Анна Гудвин — психотерапевты, которые проводят семинары для коллег по методам игровой терапии, Сэндплея и сторителлинга.
Барбара Бойк живет в Бозмане, штат Монтана, где имеет свою частную практику, является членом юнгианского сообщества «Montana Friends of Jung».
Анна Гудвин проживает в Спирит-Лейк, штат Айдахо, в прошлом имеет опыт работы психотерапевтом, сейчас лектор, писатель книг о посттравматическом стрессовом расстройстве у людей, переживших войну.
Вайолет Оклендер, PhD, автор известной книги, переведенной на русский язык «Окна в мир ребёнка» (2010), так рефлексировала свой опыт знакомства с данным пошаговым руководством в Сэндплей-терапии для терапевтов различных модальностей: «Для меня было честью прочитать эту книгу. Сэндплей-терапия — самая всеобъемлющая и информативная книга по этому предмету, которую я когда-либо читала. Это прекрасное чувство для меня — рекомендовать книгу, которую я так глубоко ценю».

Книга издана на английском языке и довольно объемная: 278 страниц в твердом переплете, в цветной супер-обложке с черно-белыми иллюстрациями. Книга имеет десять глав, четыре приложения, введение, заключение, список литературы. В 2001 году издание переведено на китайский язык.

Самая привлекательная, на мой взгляд, особенность этой книги, что делает её уникальной как руководство к практической деятельности — это концентрированное резюмирование («summaries») после каждой главы.
Подобный подход напоминает действия преподавателя, который после лекции подводит итоги, тем самым закрепляя пройденный материал у студента. Такой формат также удобен тем, что в реальном живой практике, когда нужно вспомнить нюанс подхода песочной терапии в той или иной ситуации с клиентом, но нет времени долго листать и искать текст по всей книге, вы легко открываете нужную главу в разделе резюме и пройдясь взглядом по спискам-«буллитам», легко вспоминаете необходимую информацию по организации вашей деятельности в режиме песочной терапии.

Руководство начинается с первой главы, обзора, описывающего возникновение, развитие и становление Сэндплей-терапии. Содержание этой главы также уделяет внимание особенным функциям и процессам песочной терапии, описывает терапевтические преимущества метода и различные терапевтические роли в процессе Сэндплея, такие как:
• роль терапевта как «психологического контейнера» через удержание для клиента всего того, что происходит в песочном подносе и в комнате;
• роль модели внимательного слушания, непредвзятого поведения и полного присутствия терапевта;
• роль терапевта как «связного» между клиентом и его песочной игрой, бессознательного содержания материала с сознанием, песочной игры и внешнего мира;
• роль «помощника и поддержки» через помощь клиенту в переживании им возникающих чувств;
• роль «со-исследователя» в изучении совместно с клиентом его творения и то, что оно значит для клиента;
• роль «свидетеля и зеркала» через свидетельствование, отражение и укрепление опыта клиента.

Важное резюме авторами в первой главе книги — это список знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального становления песочного терапевта. Авторы выделяют теоретические знания, клинический опыт, понимание психе, ответственное отношение к самопознанию и личностному росту, личный опыт песочной игры (Сэндплея), способность переносить новые переживания, вера в символические внутренние образы, знание тела человека и соматических заболеваний.

...см. в печатной версии журнала 2020, № 1

Завершается книга глоссарием терминов по аналитической психологии, объемным списком литературы, адресами, где можно приобретать фигурки для песочной терапии, адресами для обучения и воркшопов. Для удобства работы с книгой имеется подробный предметный указатель.
Подводя итоги обзора, можно говорить о том, что, несомненно, подобный формат книги, из категории пошагового руководства, будет полезен как начинающим песочным терапевтам для формирования системных и упорядоченных знаний, так и для опытных юнгианских песочных терапевтов, в том числе и для терапевтов других профессиональных модальностей, использующих песочную игру в своей практике.

Ценно, что книга не только закладывает теоретическую и практическую основу для дифференцированного включения песочной игры в современную различную психотерапевтическую практику, но и стимулирует творческий процесс профессионала.

Купить журнал 2020 № 1

ВПЕЧАТЛЕНИЯ О XXV КОНГРЕССЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА СЭНДПЛЕЙ-ТЕРАПИИ В БЕРЛИНЕ

Мосенков Валерий

С 5 по 9 сентября 2019 года в Берлине состоялся XXV конгресс Международного Сообщества Сэндплей Терапии (International Society for Sandplay).

Район проведения

Район проведения конференции как нельзя лучше соответствовал её духу и специфическим особенностям души участников, в некотором смысле юнгианцев.
Округ Берлина Далем находится в стороне от промышленных зон. С давних пор это был престижный, интеллектуальный и даже дачный район. С начала 19 века он застраивался виллами и научными учреждениями и был своего рода немецким Оксфордом. Сегодня здесь находится Свободный университет Берлина, открытый после войны, так как старейший университет Гумбольта оказался на восточной части Берлина. Поэтому, когда попадаешь в Далем, очень трудно поверить, что это город. Здесь очень тихо, уютно и благородно. В районе очень много зелени и пространства.
Вековые платаны, растущие двумя рядами вдоль улиц, создают неповторимый объем и единство природы и человеческого жилья. Все тротуары и проезжая часть выложены гранитными камушками, а асфальт лежит только на соседней автомагистрали. Очень приятно пройтись осенним утром по этим уютным улочкам. Также, впрочем, как и гулять по ним вечером. Городская подземка проходит через район по дну бывшего оврага, поэтому её совсем не слышно. Местные жители поддерживают сельский дизайн даже в архитектуре, например приезжие не сразу могут определить, что перед ними не старая таверна, а вход в вестибюль станции метро.

Место проведения

Особого внимания заслуживает особняк Харнак Хаус, в котором проходили основные мероприятия Конгресса.

Это историческое здание в Далеме, в котором располагается Академия Общества Макса Планка, бывшего «Сообщества Кайзера Вильгельма», именем первого председателя которого Адольфа фон Харнака и был назван этот дом. В 1929 году Харнак Хаус был открыт как центр немецкой научной и интеллектуальной жизни. После второй мировой войны здание принадлежало командованию американских войск в Западном Берлине, но продолжало использоваться для проведения культурных и дипломатических событий. В 1994 году здание было возвращено местным властям и перешло в руки Общества Макса Планка, что позволило использовать его по прежнему назначению.
Харнак Хаус имеет превосходные возможности для проведения конференций. В нем есть большой актовый зал с балконом, лекционные и семинарские аудитории, ресторан, гостиница, а также терраса и небольшой парк. Архитектура здания и внутренняя отделка сохранили его неповторимый колорит и оригинальный стиль. В главном холле здания на стене бережно размещены фотографии его знаменитых посетителей, где в числе прочих участники конференции легко нашли и Карла Густова Юнга.

Организация

Организатором нынешнего конгресса являлось Немецкое общество Сандплей терапии в лице Ульрики Хинч (Dr. Ulrike Hinsch), Йорга Раша (Dr. Rasche), Нормы Мичел (Norma Michel), Томаса Мантеля (Dr. Th omas Mantel) Стефана Айсверта (Dr. Stephan Eiswirth).
С первого дня все отмечали высокую организацию конференции, в которой все было продумано до мелочей. Мероприятие продолжалось 5 дней и проводилось параллельно в двух крупных помещениях, рассчитанных на 260 и 209 человек, а также в трёх небольших аудиториях на 42 участника каждая. Все участники имели цветные буклеты с подробным описанием программы конференции, расписанием выступлений и их аннотацией.
Очень интересно было сформировано расписание, которое предусматривало доклады разной продолжительности: 20 мин, 45 мин, 1,15 и 1,5 часа. Кроме того, они были как пленарными, т.е. общими, так и распределенными по пяти секциям (аудиториям).
Организаторы, со свойственной им немецкой деловитостью, сразу задали высокий темп, работа конференции начиналась в 8:30 утра и заканчивалась в 18:00. Поэтому единственного чего не хватило участникам, это времени на осмотр достопримечательностей Берлина.
Безусловно, все были поражены теплотой и дружелюбием, которым было пропитано мероприятие, а также множеством мелочей в организации, которые сделали такое непростое собрание специалистов очень комфортным.
Например, пленарные доклады проходили в огромном конференц-зале с балконом. Текст доклада и слайды с рисунками проецировались отдельно на большие экраны, что значительно облегчало понимание содержания выступлений тем участникам, которые не очень хорошо владели английским языком.
Ланч и кофе-брейки были включены в оплату конференции. На нулевом этаже в ресторане был организован шведский стол. Питание было вкусным и разнообразным. Особенно нас радовали десерты — панакота, мусс, пудинг и мороженое. В одном из холлов была организована выставка-продажа литературной продукции на английском и немецком языках, куда входили произведения К.Г. Юнга, юнгианцев, а также уникальные издания по Сэндплей терапии.

Участники

По своему составу конгресс был очень представительным. Люди приехали более чем из 30 стран мира. Из наиболее известных специалистов в Конгрессе принимали участие Александр Эстерхайзен (Конг-Конг), Рут Амман (Щвейцария), Тукуджи Натори (Япония), Джуди Запакоста (США), Ленор Штейнхардт (Израиль), Карло Руффино (Италия), Берт Мельтцер (Израиль) и многие другие. Всего было около 270 участников. Российская делегация на этом форуме, к удивлению многих участников, оказалась очень дружной, активной и представительной. В нее входили: Сальник Светлана (Москва),Новгородова Юлия (Москва), Андреева Виктория (Москва), Кучерявенко Анна (Москва), Вероника Петрова (Москва), Светлана Семенова (Москва) Бронникова Люцина (Москва), Мосенков Валерий (Санкт-Петербург) и, в качестве переводчика, Новгородов Александр.

Доклады

Тематика выступлений была очень широкой. Однако, в глаза бросалось то, что совсем не было чисто теоретических докладов. Все говорили о человеческой душе, поэтому любая теория всегда сопровождалась материалом из реальных случаев. Наши дорогие коллеги Светлана Сальник и Юлия Новгородова, стали первыми из российских специалистов, выступившими на подобном Конгрессе. И нам было очень приятно, что их доклады соответствовали общему уровню и правилам, принятым в Международном Сообществе. В докладах по секциям было много выступлений молодых членов Сообщества, которые представляли свои работы по символам или заключительным кейсам.
Заседание каждой секции возглавлял опытный модератор. Для наших коллег это были Берт Мельтцер (Израиль) и Йорг Раш (Германия).
К сожалению, каждый из нас не смог охватить все выступления, потому что постоянно приходилось разрываться между интересными выступлениями и какими-то из них жертвовать. Но все без исключения доклады оставили свой неизгладимый след в наших душах. Каждому из нас они были по-своему интересны, т.к. резонировали с тем, что было важным именно сейчас. Кто бы ни был докладчик, президент ассоциации или только что вступивший в сообщество специалист, все они, очень тщательно подготовили и выверили свои выступления. Поэтому возникало захватывающе чувство единения, когда ты понимал, что психика людей из разных стран удивительно похожа.

Чувства и отношения

Оказалось, что английский язык не преграда в установлении отношений с коллегами из других стран. Поскольку сообщество интернациональное, то разговорный английский участников был очень простым. Практически все, даже американцы, старались говорить медленно и просто. В перерывах, во время кофе-брейков все друг с другом живо общались. И если что-то было непонятно, то коллеги вежливо ждали, когда всплывет нужное слово, или использовали помощь своих коллег. Кстати, было видно, что испаноговорящим и восточным гостям тоже, как и нам, иногда бывало сложно. Это удивительным образом вдохновляло и усиливало желание общаться, а также улучшало разговорные навыки.
Одно из самых запоминающихся событий — это лекция о символизме воды, которую читала Эльвира Валенте (Elvira Valente) из Италии. Мы дружно слушали сидя на полу, так как многие хотели присутствовать, а мест всем не хватило.
В один из дней, мы «русской бригадой» решили пойти на доклад про солнечное затмение в песочнице, но что-то пошло не так, и коллективные процессы взяли верх над нашим сознанием. Затмение случилось! Мы перепутали зал, причем одновременно все сразу и по отдельности, и оказались на семинаре про алхимию в песочнице! И привычные, казалось бы, упражнения с фигурками запустили в этой неразберихе какой-то новый для нашего русского сообщества процесс, мы были одной дружной командой, сплотившейся в трудной и неожиданной ситуации.
После обеда мы часто пили чай на теплом немецком осеннем солнце и собирали немецкие желуди под вековыми дубами в саду университета.

Вечером усталые, но довольные, мы ближе узнавали друг друга в местных ресторанчиках. За время конференции у нас появилось много новых знакомых из разных стран, общение с которыми удивительным образом стимулировало потребность в продвижении в Сэндплей терапии.

Мы завязывали связи, обменивались адресами, договаривались об обмене книгами и статьями, участии в национальных конференциях по песочной терапии.
Было очень приятно и трогательно каждый день видеть и общаться с нашими добрыми учителями: Рут Амманн, Александром Эстерхайзеном, Ленор Штейнхардт, Бетти Джексон, Труди Рэнкин, Бертом Мельтцером и другими.

Пленарные выступления

см. в печатной версии журнала 2020, №1


Тенденции

Широкий спектр тематики докладов и дискуссий в кулуарах конференции показали, что Сэндплей терапия активно развивается в современном мире и находит все большее число сторонников. Поразили темпы распространения песочной терапии особенно в юго-восточной Азии и, в частности, в Южной Корее, на Тайване, в Гонконге, в Японии. Теоретические аспекты Карла Густова Юнга и идеи основательницы метода Доры Калфф находят все большее подтверждение в результате совместных исследований нейробиологов и Сэндплей терапевтов. Расширяется диапазон применения песочной терапии от проблем невротического уровня, до сложных психосоматических заболеваний, лечения ранних травматических нарушений в развитии, а также сопровождении онкобольных. Вероятно, учитывая то, что центр экономической активности в мире в настоящее время смещается в азиатско-тихоокеанский регион, очередным президентом ISST на этом Конгрессе был избран Такудзи Натори (Япония).

Завершение работы

Конгресс завершился праздничным фуршетом на террасе Харнак Хауса, плавно переходящим в ужин, и танцами. Как быстро пролетело время, всего несколько дней. Но люди уже встречались и общались друг с другом как старые знакомые. С чувством глубокой признательности и радости мы выражали слова благодарности за совместную работу дорогим учителям и коллегам. Российская делегация была очень заметной на этом конгрессе и это очень приятно осознавать. Мы выглядели как группа очень разных, но сплоченных людей, увлеченных одним делом, которым приятно находиться рядом и работать вместе. 25-й Конгресс ISST вселил большую надежду, что Сэндплей терапия теперь будет активно развиваться и в России.

Благодарности

Огромную благодарность хочется выразить Георгу Рашу, Ульрике Хинч и в их лице всей команде организаторов Конгресса за гостеприимство, радушие и безупречную организацию. Александр Эстерхайзен останется моим первым президентом ISST и я всегда буду безмерно благодарен ему за то, что он ввел меня в это пространство, за то что он способствовал моей инициации как Сэндплей терапевта.
Такудзи Натори предстоит напряженная, но благородная работа, на посту Президента ISST. Вся наша дружная российская делегация желает ему творческих успехов на этом поприще и надеется, что он будет способствовать распространению Сэндплей терапии в нашей стране и увеличению числа представителей России в ISST.
Я искренне благодарен своим коллегам, которые нашли силы, средства и время, чтобы участвовать в конгрессе. Это были незабываемые дни взаимного единения и дружбы.
Особой благодарности заслуживает наш переводчик — Александр Новгородов, который стал близок юнгианству только в силу семейных обстоятельств. Однако здесь, в Берлине, он очень быстро воспринял меркурианский дух, присущий юнгианцам, и стал нашей трансцендентной функцией. Он связывал нас с другими мирами: английским, немецким, арабским, турецким, китайским и ивритом. Но вечером, сняв сандалии с крылышками, он спускался на землю в плетеное кресло местного ресторанчика, и демонстрировал нам, что ничто человеческое ему не чуждо.


Заключение

В выступлениях на конгрессе его участники не раз отмечали, что суть терапии травмы состоит в восстановлении нарушенных и создании новых связей во внутреннем и внешнем мире человека. Мне кажется, что лейтмотивом конгресса как раз и было восстановление и создание новых связей между Востоком и Западом, между Германией и Россией, между Санкт-Петербургом и Москвой, между специалистами разных стран и внутри одной страны. Результатом этого удивительного процесса, помимо всего прочего, является журнал, который вы держите в руках.


Купить журнал 2020 №1
Вглядываясь в истоки
2020, №1

ИНТЕРВЬЮ ТАКУДЗИ НАТОРИ — ПРЕЗИДЕНТА ISST — О ПУТИ В СЭНДПЛЕЙ

Такудзи Натори избран президентом ISST на XXV конгрессе в сентябре 2019 года. Он юнгианский аналитик (IAAP), сертифицированный Сэндплей-терапевт, преподаватель и супервизор Международного сообщества Сэндплей-терапевтов (ISST).

Это интервью очень интересно с точки зрения пути становления специалиста и нового зарождающегося сообщества в какой-нибудь стране. Россия сейчас находится как раз на такой стадии развития отечественного сообщества как части большой команды ISST.

Интересно как действующий президент ISST, то есть человек, который прошел определенный путь до своей должности, размышляет о пути развития специалиста Сэндплей-терапевта.

В интервью он рассказывает о том как впервые узнал о Сэндплей, что его привлекло в данном методе. Первым человеком, не только принесшим песочную терапию в Японию, но и организовавшим Общество Песочной Терапии в Японии, был Хаяо Каваи, который учился у самой Доры Калфф.

Такудзи Натори описывает и свой личный путь становления сертифицированного члена сообщества с его трудностями и ошибками, и трудности, которые неизбежно возникают на уровне страны при образовании сообществ.

Также он рассуждает о культурных особенностях своей родной страны Японии с точки зрения развития метода и его прикладном значении для Японии. Интересно, что Сэндплей-терапия по-японски дословно означает «терапия cада в песочном лотке».

В заключении он дает рекомендации специалистам, которые решили начать развиваться в Сэндплей.

Купить журнал 2020 № 1

ИНТЕРВЬЮ ВЕРЫ ЩЕРБАКОВОЙ — РУКОВОДИТЕЛЯ ЛАТВИЙСКОГО СООБЩЕСТВА ISST — О ПУТИ В СЭНДПЛЕЙ

Вера Щербакова — юнгианский аналитик, член латвийского общества (LJAB), преподаватель и супервизор ISST¸ с 2012 года президент Латвийской Ассоциации песочной терапии (LSST).

Всегда интересно как люди, которые добились определенных успехов на каком-либо поприще, проходили свой путь достижений.
В данном интервью о своих путях в Сэндплей Вера Щербакова рассказывает от кого она впервые узнала о этой терапии и что её привлекает в данном методе.

Интересно, что Вера сначала стала работать с песком как психотерапевт в детском доме, а потом уже долго и серьёзно изучать теоретическую базу данного метода, с виду кажущегося простым.

Вера упоминает о том, что путь к сертификации может занимать годы, но это необходимо для развития идентичности Сэндплей-терапевта и уделяет особое внимание такой категории опыта для начинающих Сэндплей-терапевтов как наставничество и роли личностей учителей, которые встречаются на пути становления профессионала.

Автор рассказывает о Линде фон Кайзерлинк, у которой она училась и была ассистентом. Роль группы коллег, с которыми проходишь обучение методу, также нельзя переоценить, так как это чувство общности может быть огромным ресурсом и поддержкой внутри огромного мирового сообщества ISST.

Вера Щербакова – президент Латвийской ассоциации песочных терапевтов и в своём интервью она рассказывает об образовании этой ассоциации, о том, как естественно это случилось и как было немаловажное чувство общности у учеников Линды фон Кайзерлинк.

В интервью также можно почитать о структуре Латвийской ассоциации, её работе в Латвии, национальных особенностях обучения и работы, а также о «Центре Аналитической психологии и Песочной терапии», который Вера создала в Латвии.

Купить журнал 2020 № 1
Сообщество
2020, №1
НОВОСТИ ISST

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ СЭНДПЛЕЙ-ТЕРАПЕВТОВ ISST

ISST - Международная Ассоциация Сэндплей-терапевтов, которая объединяет юридических и физических лиц, прошедших подготовку в качестве Сэндплей-терапевтов, практикующих этот метод и его дальнейшее развитие с помощью научных исследований.

В данной статье подробно описываются цели самой организации и этического кодекса его членов.

Среди основных целей организации можно назвать популяризацию метода Сэндплей-терапии, распространение знаний о песочной терапии, популяризацию квалификационных стандартов обучения и организацию различных конгрессов.

Ассоциация реализует эти цели с учетом автономного статуса и профессиональных интересов ISST, своих сертифицированных членов национальных обществ, а также её отдельных членов.

ISST обязуется соблюдать правило равноправия, которые запрещают любую дискриминацию по признаку расы, религии, национальности, пола и сексуальной ориентации по отношению к заявкам на членство в профессиональных организациях, учебных программах и общественных мероприятиях, организуемых ISST.

У ISST есть Этический Кодекс, который служит четырем основным целям. Эти цели связаны с обязанностью и ответственностью членов и кандидатов, миссией сообщества, этическим руководством и порядком рассмотрения жалоб на специалистов.

В статье подробно описываются важные составляющие Этического кодекса, которые вызывают наибольшее количество вопросов среди Сэндплей-терапевтов.

Описываются профессиональные обязанности членов, правила конфиденциальности, отношения с клиентами, профессиональное поведение и процедуры исключения из ISST.

Купить журнал 2020 № 1