Статья для онлайн-клуба

МУЖСКОЙ МИР: МАСКУЛИННОСТЬ, АГРЕССИЯ, ИНИЦИАЦИЯ

«МУЖСКАЯ ЖЕСТОКОСТЬ»

Мужчина приходит на терапию с конкретным вопросом: что значит быть мужчиной? Это означает что такое маскулинная энергия и каким образом ею пользоваться: мы знаем, что человеческий самец в отличие животных самцов должен научиться управлять своим мужским состоянием, он не знает этого с самого начала. «Его обладание врожденными моделями поведения находится лишь в зачаточном состоянии. Назовем лишь несколько ярких примеров: у него нет наследственности, ритуализованного поведения ухаживания или спаривания, и его знания о том, как распознавать врагов или воспитывать детенышей, не являются врожденными» (Митчерлих, 1993).
Означает ли это, что быть мужественным - это усвоенное поведение, например, научиться вести себя за столом или ловить рыбу в реке? Я так не думаю. Что происходит со мной, в моей жизни, как у мужчины, и в моей терапевтической практике - это то, что мужчина здесь, и где-то еще, далеко от него, и что это большой резервуар маскулинной энергии. Он должен сознательно соединиться с этим резервуаром. Если этого не происходит, то это означает, что мужчина все еще соединен с бессознательным, и будет действовать из него бессознательного, в разрушительной волне «отыгрывания». Или он будет жить с болью и трудностями, с постоянным ощущением, что ему не хватает чего-то существенного для понимания смысла своей жизни.
Что это значит, что мужчина должен быть сознательно связан со своим бессознательным мужским резервуаром? Это тот самый опыт, когда мы говорим об инициации. Через инициацию мужчина сознательно и священным образом соединяется с мужской энергией.
Что происходит при инициации? Плач и печаль; страх и боль; кровь и опасность. Это сепарация от матери и от зачарованного сада детства. Приближается опасность, неотъемлемый элемент жизни мужчины. Есть испытание, с риском для жизни. Есть насилие. И есть скорбь, глубокая печаль о том, что заканчивается, о детстве, но также и о том, что сейчас начинается, о новом состоянии, мужском, в котором эрос и смерть тесно связаны. Все это неотъемлемые элементы мужской инициации, когда она еще существует (например, у племенных народов). Но мы должны больше спрашивать себя об этом. Я полагаю, что на самом деле мы приближаемся к самой внутренней сути мужского начала, а именно к его связи с насилием.

СЭНДПЛЕЙ И МУЖСКОЕ НАСИЛИЕ

В песочной терапии, как и в обрядах инициации, чтобы стать мужчиной, мальчик (взрослый пациент часто называет себя «взрослым мальчиком») должен столкнуться с собственным насилием и насилием других, чтобы найти сознательные, позитивные отношения с этой стороной своей личности.

В песочной картине (рис. 1), сделанной мужчиной около сорока лет, который физически надругался над своей женой, серьезно повредив ее почку, изображена темная дыра, куда он падает во время своего кризиса насилия. Как Марлон Брандо [Американский актер], повторяя урок Курца [Курц — центральный персонаж новеллы Д. Конрада «Сердце тьмы] в повести "Сердце тьмы" писателя Джозефа Конрада (1902) говорит в фильме «Апокалипсис сегодня» (2006) «Человек должен познать ужас, чтобы подружиться с ним для того, чтобы не быть подавленным им».

В другой современной сказке «Звездные войны», серии фильмов Джорджа Лукаса, молодой человек Люк Скайуокер не может стать героем, пока не признает, что он должен искать, а затем бороться со своей собственной тенью. Эта тень представлена его темным отцом, Дартом Вейдером, и поэтому каким-то образом связана с его мужской родословной, его мужским наследием. «Ужас» мужского насилия является существенным катализатором психической трансформации человека и в то же время угрозой его психологическому равновесию и самой жизни. Именно поэтому обряды и мужские мифы всегда представляют собой эту неистовую энергию, чтобы трансформировать ее через эмоциональное участие, через религиозное отношение благоговения и трепет.

Часто во время Сэндплей-процесса в песочнице возникает чувство страдания, боли и потери. Тогда терапевт должен осознать, что такого рода ритуальная конфронтация с насилием может вот-вот разразиться. И тогда в мужских инициациях такого рода чувства часто связаны с изменением, переходом с одного уровня сознания на более развитый.

Приносить этот вопрос в терапию в высшей степени неловко. Пациент не может привнести свою насильственную тень в аналитические отношения, если он чувствует негативное суждение или реакцию отвращения со стороны терапевта. Если терапевт понимает, что песок в основном связан с порождающими женскими качествами земли, это также может помешать пациенту использовать песочный лоток, как театр, где он может изобразить свое мужское желание разрушения и смерти. Чтобы позволить ему это сделать, терапевт должен оставаться открытым для других значений земли: поле битвы, кладбище, последнее средство для лежащего избитого тела, горизонтальный отказ от фаллического драйва.

Еще один риск, характерный для Сэндплей-терапевтов (а также широко распространенный среди всех юнгианских аналитиков), заключается в использовании Сэндплей в качестве короткого пути к духовной богатой себялюбия атмосфере, с тем, чтобы избежать конфронтации с жестокой тенью. В этой стратегии невинный пациент демонстрирует потрясающие способности. Он может найти союзника или союзницу в терапевте, который всегда занимается отрицанием существования ужасных вещей, скрытых за духовным внешним.

Если этот союз будет установлен, пациент, к сожалению, преуспеет в своей попытке созерцать свой свет, который он видит, как свою собственную сияющую красоту вместо того, чтобы противостоять своей тени. Но мы знаем из клинического опыта, а также из мифов, что Пуэр не выходит за пределы весны, сезона, когда все цветет, но ничто не достигает полной зрелости.

ПУЭРОВСКИЙ ТИП И ОТРИЦАНИЕ НАСИЛИЯ

Эта ситуация передается в мифах «цветочными мальчиками» – Нарцисс, влюбленный в себя; Гиацинт, в которого влюбился Аполлон и и прекрасный Ганимед, любимый Зевсом, который наполняет чаши богов на горе Олимп.
Но жизнь на Земле среди реальности мужчин рано для них заканчивается. Фраза на греческом. Тот, кого любят Боги, умирают молодыми. Возможно, эта любовь богов, которая защищает этих молодых людей от встречи с мужской тьмой, которая также присуща им по природе, и которую они боятся и отвергают. Но, отвергая жестокую человечность, эта грандиозная связь с богами обрывает их жизнь. Эта попытка преобразовать либидо в свет и красоту слишком рано препятствует его течению и развитию на уровне человеческой реальности.

Происхождение этой психологической позиции, основанной на отрицании темной, неприятной стороны мужской личности, обычно восходит к проблеме нарциссизма. Мать или отец, или оба, или тот, кто почитал школьных учителей, обладали нарциссическим желанием быть родителями необычного, божественного ребенка. Они не хотели, чтобы их великолепного ребенка коснулась грязь вульгарного мира мужчин, чтобы стать грязным, маленьким ужастиком, который провел бы всю свою жизнь среди вещей сомнительного вкуса и сомнительной чистоты, как физический, так и моральный.

Эмоциональность молодых людей, обусловленная этим видом нарциссизма деликатна, более похожа на цветок, чем на человеческое, она похожа на розу маленького принца Сент-Экзюпери. Его возлюбленный цветок слаб и невинен, и у него всего четыре шипа, чтобы защитить себя от мира (1970), он представляет собой тип эмоционального тона, который может разрушить любой удар. Эти люди проводят свою жизнь, защищая свою чувствительность, и тем самым мешают себе по-настоящему жить.

Маленький принц получает укус змеи за пятку в конце своего пребывания на земле. Но для него змеиная рана станет встречей со злом, и не будет началом инициации. Вместо этого принц отправляется на землю, где он, возможно, научился бы познавать жизнь, и это оканчивается побегом. На самом деле маленький принц вообще покидает этот мир и возвращается к своему нежному цветку на другой планете. Он умирает и возвращается к условиям, которые были до начала истории, психологическая регрессия в идеальный детский мир, далекий от вульгарного мира обычного мужчины.

Этот тип мужчины человека, как правило, делает песочницы, которые обычно «очень хороши» или очень духовны. Но, если терапевт внимательно посмотрит, то в зоопарке, где животные находятся в клетках, иногда может быть змеиное дерево (рис. 2), и представляет собой песочную картину, сделанную молодым человеком двадцати лет, идеалистичным, пуэрообразным, который недавно избавился от героиновой зависимости. Он пожаловался на это в зоопарке, где все животные находятся в клетках или в защищенном пространстве, только змея полностью свободна. Пациента раздражает эта свобода от «уродливой» змеи. Но терапевт должен знать, что развитие истории пациента в основном зависит от этой уродливой змеи, свободной, фаллической энергии, ищущей свою жертву…

Когда змея кусает душу пациента, человек начинает поиски сознания и ответственности. Затем, как в случае Эмилем Синклером [Эмиль Синклер - молодой человек, непрестанно ведущий внутреннюю борьбу. В детстве он встречает своё альтер эго - Демиана, но в тот момент не готов принять его.], в романе Германа Гессе «Демиан» (1981) мужчина будет сталкиваться в своих отношениях со своим внутренним Каином, скрытой, но сильной стороной своей личности.

МИФ КАИНА

Адам спал со своей женой Евой, которая зачала и родила Каина. Она сказала: " Я заслужила сына от Господа". Затем, она снова родила, брата Авеля… Авель был пастухом овец, а Каин возделывал землю. С течением времени Каин принес плод земли, как приношение Господу. И Авель также принес с собой самых жирных первенцев своего стада и Господь выказал уважение Авелю и его подношению.
Но Каин и его подношение осталось без уважения, и он был жутко разгневан, и Господь пал в его лице.
И Господь сказал Каину : Если ты преуспеешь, разве тебя не примут? И если ты поступаешь нехорошо, грех лежит у двери. И ты будешь желать греха, и ты будешь управлять им.
И Каин разговаривал со своим братом Авелем, и когда они были в поле, Каин поднялся против своего брата Каина, и убил его.
И Господь спросил Каина: Где Авель? Твой брат?
И Каин ответил: Я не знаю. Разве я сторож своего брата?
Господь сказал: "Что ты сделал?" - голос крови твоего брата вопиет ко мне из земли, которая открыла уста свои, чтобы принять кровь брата твоего от руки твоей.
Когда ты будешь возделывать землю, она отныне не уступит тебе своей силы; беглецом и бродягой будешь ты на земле.
И сказал Каин Господу: это большее наказание, чем я могу вынести.
Вот, ты изгнал меня в этот день с лица твоей земли; и от твоего лица я скроюсь; и я буду беглецом и бродягой на земле; и будет так, что всякий, кто найдет меня, убьет меня.
И Господь отвечал ему: Поэтому всякий, кто убьет Каина, отомстит ему семикратно.
И Господь поставил метку на Каине, чтобы кто-либо встретив его, не убил его.
И Каин вышел из-под власти Господа и поселился на земле Нод, на востоке Эдема… и он построил город, и назвал его именем своего сына Енох.
Господь предпочитает Авеля, убийцу овцы, Киану, фермеру, который предлагает плоды земли. Господь просит кровавых жертвоприношений, не бескровных подношений, именно Господь, единственный производитель человеческой жизни, требует и доволен убийством. На языке аналитической психологии мы бы сказали, что убийство требуется само по себе.

Мужчины по-разному реагируют на это требование само себя. Каин, хтонический сын Евы, который, согласно многим легендам, был обманут змеей, больше связан с землей, поэтому склонен сопротивляться, чтобы избежать этой торговли кровью и животными. Более небесный Авель, типа «желтый человек» не возражает против пролития светлой крови животных на земле и совершает насилие в ответ на просьбу Господа.
Что значит то, что Господь взывает к крови, а не к плодам земли? Это кровь. Это насилие само по себе, которым нужно пожертвовать Господу, чтобы заслужить союз с ним. Мужское «я», центр его личности, сущность его тотальности не успокоится до тех пор, пока насилие, являющееся составной частью мужской личности, не будет принесено в жертву ЕМУ.

Таким образом, проблема у мужчин в отношениях между самими собой заключается в насилии и в жертве насилия. Становление мужчиной означает признание своей жестокости, умение брать на себя ответственность за нее, и, при необходимости, жертвовать ею.

Сколько кровавых жертв пациент приносит своему аналитику, как во сне, так и в Сэндплей. Жертвами могут быть животные, индейцы, разные первобытные люди (рис. 3,4, 5). На рису. 3 упомянутый выше молодой человек, у которого в зоопарке свободно бродила змея, представляет встречу молодого человека и старого мудреца. На столе напротив старого человека он кладет ягненка, делая кровавую рану в его груди. На рис. 4 тот же мужчина, который сейчас является врачом, патологом, изображает «жертвоприношение, в котором участвуют боги и богини». На рис. 5 жестокий мужчина, который ранил свою жену (рис. 1), представляет «священное убийство быка, жертву, которой я теперь должен помочь».
Означает ли это, что эти двое мужчин убивают свои инстинкты? Ответ, конечно, должен быть разным для каждого конкретного случая. Процесс индивидуален, и следует избегать обобщений. Терапевт должен распознать и способствовать этому деликатному переходу: развитию в Сэндплей практики жертвоприношения, что позволяет пациенту как осознавать, так и справляться со своим собственным насилием.

НАСИЛИЕ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Рене Жирар, крупный ученый в области антропологии и истории религии, отмечает: «Насилие может быть обманчивым только в том случае, если не дать возможности его выхода, и оно находит то, чем можем питаться. Общество (или индивидуальная психика) стремится направить насилие, которое угрожает нанести удар по его собственным членам, которых оно намерено защитить любой ценой, на относительно безразличную жертву» (1972).

Таким образом, жертвоприношение животных - это уловка, символическое развлечение, направленное против насилия, присущего человеческому характеру. Это способ дать ему что-то, на что можно опереться, прежде чем он взорвется в какой-то другой форме. Существование насилия, агрессивно-разрушительного влечения требует жертв, чтобы в некотором роде разгрузиться на них.

Это то, о чем просит Бог, и то, что исполняет Авель. Бессознательно, автоматически, и не спрашивая почему покорный сын направляет свою агрессивную энергию на козлов отпущения, на жертвоприношения (Жирар, 1982; Перера, 1986). Каин, сын земли, реагирует по-другому. Он хочет знать, почему. Почему Господь требует жертвоприношений? Каин отвергает автоматическое действие жертвоприношения, убийства козла, объекта человеческого насилия, которое на самом деле не касается животного. Это вкладывает в его руки и его сознание то насилие, в то время как Авель изгоняет бесов и убивает овцу, как того требует Господь.

Рождение человека как личности, которая задает вопросы и берет действие в свои руки, а не остается покорным объектом, за который платит смертью. Адам был наказан смертью за то, что съел плод с древа познания. И Каин платит за необъяснимую симпатию Бога к жертве Авеля, став убийцей, став убийцей своего брата.

В обоих случаях конфликт исходит от Господа. Господь, который сначала запрещает есть плод, а затем наказывает за проступок смертью. Это именно он предпочитает Авеля и, таким образом, создает неравенство и неравновесие, которые порождают преступление Каина. Таким образом, связь мужчины с насилием и смертью имеет религиозное происхождение. Это связано с отношениями мужчины с его целостностью, с самостью отдельного мужчины. Похоже, так было, начиная, с самого первого человека.

Психологически это означает, что конфликт в мужской психике, вызванный его врожденной склонностью к насилию и смерти, является архетипическим, не случайным, и не связан с тем или иным историческим периодом, рис. 6, представляет собой песочницу, сделанную упомянутым выше патологом (рис. 2, 3, 4), где изображен Иуда (темный человек в правом нижнем углу), критикующий «Иисуса Христа Суперзвезду» (вверху слева), потому что: «В твоих глазах слишком много света. Ты забываешь, что мужчины, в том числе и ты привержены насилию и смерти, и эта забывчивость причинит много неприятностей вашим последователям и тебе самому». Таким образом, с точки зрения глубинной психологии утопическая фантазия о том, чтобы бороться с агрессией путем преобразования хода истории, представляется беспочвенной.
Мужчина и сегодня здесь. И он все еще колеблется между неискушенным Авелем, который направляет насилие на своих козлов отпущения, и более индивидуальным Каином, который действует от первого лица и страдает от последствий.

НАСИЛИЕ, ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ

Насилие, по-видимому, присуще мужскому полу, как в его плотском, чувственном аспекте, так и в его религиозном аспекте. Адам любит Еву, плоть от его плоти, и поэтому он ест плоды и приговорен к смерти. Каин любит Господа, которому он преподносит плоды земли. Из-за этой любви он убивает Авеля, которого предпочитает Господь. Мужская страсть, будь то плотская или религиозная, фатально влечет за собой смерть.
Только человек с субъективной внутренней жизнью способен на страсть. «Обладание страстью к чему-то» предполагает дифференцированную индивидуальность, способную испытывать ее и быть побежденной ею. Переживание мужской страсти и смерти начинается с того же самого рождения человека, как отдельной личности. Затем происходит взрыв архетипической борьбы с отцом, который хочет удержать его в отношениях подчинения. Отец не дает тебе силу, ты должен вырвать ее из него. Отец тоже, только мать, обладает пожирающей стороной. Сатурн держит своих сыновей постоянно возле своего желудка.

Именно в этой борьбе с доминирующим отцом, рожденный, как и он сам, приходит мужчина, чтобы узнать насилие и смерть. В этом всплеске насилия обретают форму история мужской психики и история человеческой культуры. Библия рассказывает нам, что Каин, возделыватель земель, был также основателем города Енох [Нам точно неизвестно, где находился город Еноха. Из Священных Писаний мы знаем, что Енох пришел на восток со своей родины Каинан, чтобы проповедовать народу покаяние].

В соответствии с Книгой Бытия в происхождении Каина были создатели и трансформаторы культуры: кузнецы, алхимики, флейтисты и художники. Культура, таким образом, начинается с утверждения силы индивидуальности и отказ от того, чтобы быть объектом божественной любви, но также и божественной прихоти.
Творческая страсть мужчины пропитана кровью своей и своих братьев. Терапевт должен знать это и трепетно принимать это для того, чтобы помочь своему пациенту трансформировать это.

МУЖСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С ЗЕМЛЕЙ

Это похоже на то, как если бы мужчина должен был отказаться от прямого контакта с землей и ее плодами, которые психологически представляют материю и тело, чтобы наслаждаться благосклонностью Господа. В библейских сказаниях земля представляется запретной. Человек не может есть плоды дерева, которое растет в центре Эдемского сада. Когда он это делает, земля проклята и становится жесткой и бедной. Каин, земледелец, делает подношения с земли, которые не угодны Господу. И после того, как Каин убивает Авеля, земля снова проклята, потому что «она пила кровь его брата».
По-видимому, Господу не нравится то, что исходит из земли или возвращается в землю, в то время как ему нравится то, что питается землей (овца жертвы Авеля).
Подход человека, как индивидуума к земле сталкивается с Господом, который препятствует и запрещает это. Запрет приводит к тому, что запрещенные отношения становятся богаче. Изгнанный Каин имеет гораздо более тесные отношения с землей, чем Адам, дитя-турист, который пользуется садом без необходимости его обрабатывать.
Враждебность отца приводит к тому, что этот богатый сад превращается в засушливую «пустошь» (Элиот, 1962) для Каина. Пустошь, которая с тех пор останется пространством для роста мужского сознания. Это место одиночества, тяжелого труда и опасности. Как сказал Каин Господу: «Ты прогоняешь меня, странника и беглеца на земле, и тот, кто найдет меня, может убить меня». Без Божьей защиты человек теперь одинок перед другими людьми. Земля - это место, где он убил и где его можно убить. Никакая охрана не будет присматривать за ним, ему придется сражаться в одиночку.

ОТМЕТИНА

Господь, однако, признает мужество восстания Каина, он ставит на нем отметину, чтобы кто бы его не нашел, не убил бы его. Каин и его потомки теперь отличаются и узнаваемы среди других людей. Отметина Каина- это обещание насилия: если кто-то убьет Каина, он будет отомщен семь раз.

Таким образом, с одной стороны, отметина является напоминанием о первоначальном разрыве Каина с Богом, с другой стороны, это угроза еще одного разрыва с Богом для того, кто осмелится нанести удар Каину.

Вручение священной отметины подтверждает, что история мужчины всегда будет историей борьбы. Эта борьба, с психологической точки зрения, имеет целью направить в конструктивное русло ядро насилия, которое присуще мужскому либидо. Отметина придает священное значение этой борьбе и ее цели: признать связь мужчины с самим собой.

Этот процесс особенно четко прослеживается в песочницах, сделанных подростками, но его нетрудно распознать и в песочницах у взрослых. В мальчиках, вовлеченных в глубокую битву со своей агрессией и насилием первые песочницы часто представляют собой просто хаотичный всплеск случайного насилия, «врагов», сражающихся друг с другом без четкого порядка. Затем появляется Бог иногда сначала спрятанный в горе или вулкане, «пещерной стороне» фаллоса (Rise, 1993).

В итоге, Господь ставит себя на сторону одной армии, которая одержит победу над другой. Именно на этом этапе появляется лидер, первый образ Эго. Ось Эго-Самости сейчас установлена теперь на поле битвы жизни и это представлено в песочнице. Отрицание этой ситуации, нарушение непрерывности оси Эго-Самости приводит к тому, что мальчик или мужчина начинает колебаться между пассивной депрессией и вспышками слепого, бессмысленного насилия.

Отрицание (или, в аналитических терминах, подавление), как правило, не приводит к его устранению. Скорее, «конфликты множатся, и опасность цепной реакции возрастает» (Жирар 1972) [«Насилие и священное» — главный труд Рене Жирара.]. Вот почему важно, чтобы насилие признавалось неотъемлемой частью системы ценностей, как в индивидуальном плане так, и в обществе. Для этой цели Господь увековечивает его и делает его (насилие) священным - это отметина, нанесенная на Каина.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОТМЕТИНЫ

Но что это за отметина, которую Господь размещает на лбу Каина? Что это с психологической точки зрения, что позволяет Каину и его потомкам быть узнаваемыми.

Первый компонент отметины Каина – это мужская субъективность, ответственная индивидуальность. Как все нечестивые мужчины мифологические или в образе человека Каин становится личностью, совершая преступление, принимая на себя драму существования и отказываясь от защиты Господа. Оно несет на себе тяжесть того одиночества, той уникальности, которая характеризует сознательное человеческое существо.

Герой следующего мужского мифа, Парсифаль (Rise, 1993) испытывает аналогичную ситуацию, среди других преступлений, он убивает своего двоюродного брата, Красного Рыцаря из-за своего тщеславия. Так для Парсифаля, также как и для Каина, рост мужского сознания отмечен эпизодами насилия. Только взяв на себя ответственность за свое насилие и спросив себя о его причине, Парсифаль выходит из инфантильного состояния и становится мужчиной. И только в этом случае он спасает ненужную, бесплодную землю, бесплодную после предыдущей ситуации с бессознательным.

В другом мифе кельтский герой Овайн (Rise, 1994, Ford, 1977), где герой становится взрослым мужчиной, точно высвобождая неудержимый взрыв насилия. Когда Овайн, высокопоставленный придворный и рыцарь короля Артура, вдохновляется божественным богом природы, чтобы налить воду в полый камень, акт, символизирующий половой акт, это вызывает прекрасный экстаз в окружающем мире. Но это дает тогда путь для космического насилия, одиночества и печали. Жест Овайна вызывает его двойника, Черного Рыцаря, который приезжает с огромной скоростью, чтобы спросить его, почему и что он сделал. В этой конфронтации с этим образом тени и через опыт депрессии и смерти, которую она приносит, Овайн проходит опасную инициацию в мужское состояние и находит свою настоящую, личную идентичность.

В процессах Сэндплей мужчин, проходящих через насилие, проступки и конфронтацию с собственной инстинктивной тенью обычно необходимо приоткрыть сцену для появления нового Эго.

Второй компонент отметины Каина - это страсть. На безумном пути к становлению личности мужчина становится способным к страсти, если бы Каин был циничным или равнодушным, он бы не отреагировал на свое разочарование таким нелюбящим жестом к Господу. Парсифаль тоже полон страсти, прежде всего по отношению к рыцарю Артура, доспехам Красного Рыцаря, всегда к женщинам и, в конце концов, к страдающему Королю-рыбаку и к земле, которая участвует в этом.

Овайн на вершине своего несчастья и в глубинах отчаяния охвачен непреодолимый страстью к жене своего мертвого противника, Леди Фонтейн [Персонаж из Три валлийских романа (валлийский: Y Tair Rhamant) - это три средние валлийские сказки, связанные с Мабиногионом. Это версии сказок об Артуре]. Проживание с этой страстью позволяет ему возродить себя и землю, которая рисковала погибнуть из-за отсутствия страсти.

Третья составляющая отметины Каина – это власть. Страсть позволяет мужчинам соприкоснуться с огромным потенциалом либидо, с энергетическим потенциалом самого себя, и поэтому это также является источником власти. Власть – это также власть над собой, над своим творчеством, над своими отношениями с трансцендентным.

Последний компонент отметины – это скорбь. В глубоком чувстве мужчины есть что-то похожее на скорбь. Юджин Моник [Автор книги «Кастрация и мужская ярость. Фаллическая травма».] предполагает, что мужчина скорбит о смерти всех сперматозоидов, которые он производит в течение своей жизни (1990). Возможно, также, что жестокое оружие, которое мужчине пришлось взять в руки, чтобы родиться из-под власти отца, жить и выражать себя как личность, тяжело давит на его сердце.

Если мужчина честно смотрит на свою собственную жизнь, он знает, что он привержен насилию. Иногда это также может дать ему моменты мрачной радости и творческого подъема. Но скорбь связана с этим насилием. И именно, терпеливая работа с этим драгоценным, но опасным камнем насилия в песочной игре и в жизни, выявит лучшее в мужчине.