МИССИЯ ЖУРНАЛА
Метод юнгианской Сэндплей Терапии с каждым годом становится всё популярнее на пространстве России и стран Содружества Независимых Государств (СНГ). В последнее время у русскоязычных коллег появилось больше возможностей проходить обучение, супервизии и личный Сэндплей процесс у сертифицированных членов ISST. Однако, остаётся еще много вопросов, нетронутых теоретических тем и практических дискуссий. Опираясь на международный опыт коллег из других стран, мы создали Русский Журнал Cэндплей Терапии, где будут освещаться новости в мире cэндплей, печататься теоретические статьи отечественных и иностранных авторов, публиковаться работы по исследованию символов, интервью и опыт мировых специалистов, обзор профессиональной литературы по теории и практике работы методом Доры Калфф. Миссия журнала — делиться накопленным международным и отечественным опытом с коллегами всего русскоязычного пространства. Этот журнал будет интересен не только тем, кто практикует Калффианский подход в Сэндплей Терапии, но и тем кто использует другие терапевтические методики работы с песочницей, а также всем, кто хочет развивать свое символическое мышление и лучше понимать свой собственный внутренний мир и внутренний мир клиентов.
СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА
Русский журнал Сэндплей Терапии издает, прежде всего, материалы, касающиеся Сэндплей метода в традиции Доры Калфф, основанного на теориях К. Юнга. Статьи о других видах использования песка и фигурок размещаются в специальной рубрике: Интегративные подходы в песочной терапии.
Журнал особенно заинтересован в следующих материалах:
  • клинические статьи о песочной терапии (исчерпывающие случаи с большим количеством фотографий с изображением Сэндплей кейсов);
  • статьи, ориентированные на на описание символов;
  • теоретические и исследовательские статьи об аналитическом процессе, архетипах и символах;
  • краткие комментарии или размышления о книгах, компакт-дисках и мероприятиях Сэндплей Сообщества (онлайн-рубрика «Размышления: книги и события».
Материалы должны быть оригинальными (никогда ранее не публиковавшимися ни на каких носителях и ни на каком языке в полном объеме).
Журнал выходит 2 раза в год.
Журнал печатается при поддержке Американского журнала Сэндплей Терапии (Journal of Sandplay therapy) и международного сообщества песочной терапии (ISST).
МОЛЧАНИЕ В СЭНДПЛЕЙ
Сигнелл Карен
Сан-Франциско, США
Перевод: Валентин Фролов
Карен А. Сигнелл — член Американского общества песочной терапии и Международного общества песочной терапии, практикующий терапевт и обучающий психолог Юнгианского института Сан-Франциско.

Данный доклад вместе с докладом Аллана Чинена о сказках был представлен на конференции «Сэндплей: безмолвный голос души», проведенной Американским обществом песочной терапии в 1995 году.

“Silence and Sandplay“ was published in the JOURNAL OF SANDPLAY THERAPY, Volume V, Number 2, 1996 © by Journal of Sandplay Th erapy®/ STA.Th is article appears in the Russian Sandplay Journal by permission granted to the author.

Статья Молчание в Сэндплей была опубликована в Журнале Сэндплей Терапии, Volume V, Number 2, 1996© by Journal of Sandplay Th erapy®/ STA. Статья публикуется в Русском Журнале Сэндплей Терапии с разрешения автора.

Примечание автора: представленные в докладе выводы о разных типах безмолвия были сформулированы автором в соавторстве с Алланом Чиненом.

Ключевые слова: молчание, безмолвие Эго, естественное безмолвие, глубокое безмолвие, Будда, травма, угроза, контроль, правила, исцеление, роль терапевта, терпение, телесное присутствие, безопасная атмосфера, внутренний мир, интроверсия.

Узнав об оказанной мне чести открывать конференцию «Сэндплей: безмолвный голос души» докладом о безмолвии, я, признаться, была слегка обескуражена. Прежде всего, мне совсем не хотелось говорить о безмолвии как о простом отсутствии звуков, ведь я знала, что безмолвие — это нечто большее, чем пустота, бесконечность или смерть. Вдобавок к тому, мне хотелось привязать эту тему к теме песочной терапии.
Ранее, размышляя о безмолвии, я выделила три его типа. Первый можно описать как «безмолвие Эго», сознательное безмолвие. В это состояние мы погружаем себя намеренно, к примеру, заходя в библиотеку. Эго знает, что мы должны следовать правилам, и понимает, что разговаривать в библиотеке не стоит.
Второй тип — «естественное безмолвие», состояние во многом бессознательное и инстинктивное. В нем мы пребываем, например, гуляя в лесу. Если вокруг нас и раздаются какие-то звуки, они как бы приглушаются, внутри же нас царит естественная тишина.

Наконец, последний тип — «глубокое безмолвие», состояние погружения в самые глубокие уровни бессознательного. Такого рода безмолвие воцаряется в нас в укромных уголках старинных храмов, когда мы одновременно взволнованы и растроганы. В такие моменты нам кажется, что внутри раскрывается новое, неизведанное пространство невыразимой глубины. У каждого из трех типов безмолвия есть теневая сторона, но в каждом содержится и целительный потенциал. Для нас же важнее всего то, что все три типа играют свою роль в процессе песочной терапии. Когда я только начинала размышлять о безмолвии и песочной терапии, в моем сознании возник образ «первых движений безмолвия», напоминающих первые толчки плода в материнской утробе. В основе своей безмолвие не равно пустоте, оно несет в себе потенциал для рождения энергии и смысла, выходящих далеко за пределы нашего внутреннего мира. Безмолвие — процесс, дающий нам возможность добраться до истоков нашей творческой силы, коснуться трансцендентного. С момента того первого осознания прошли месяцы, и во мне стало нарастать беспокойство. Я начала понимать, что безмолвие, в особенности глубокое, представляет собой архетип, а точнее, архетипическое пространство. Я не была уверена, что сумею отдать ему должное, и перспектива возможной неудачи пугала меня. Кроме того, я опасалась тишины и пустоты. Безмолвию, увы, посвящено не так уж много работ, но я упорно продолжала выискивать всю доступную информацию о нем и пытаться формулировать собственные выводы до тех пор, пока наконец не осознала: все слова, которые я читала и произносила, лишь уводили меня в сторону от сути безмолвия. В моих мыслях возник образ Будды, и я поняла, что мне следовало действовать намного более тонко. Мне захотелось остаться наедине с моим безмолвием так же, как делают это терапевты во время сеансов песочной терапии. Истинное безмолвие нельзя ухватить сознательно, к примеру, задержав дыхание и сосредоточив внимание на тишине. Поэтому я решила просто довериться образам, которые безмолвие посчитало бы нужным мне явить, и начала регулярно проводить время наедине с ним на рассвете и закате. Вскоре ко мне начали приходить образы и обрывки воспоминаний из моей собственной жизни. Мне хотелось бы поделиться с вами этими образами, поскольку они заметно повлияли на мои сегодняшние представления о безмолвии и песочной терапии.
Естественное безмолвие
Я вспомнила о детстве, проведенном в лесистом штате Мэриленд, где я могла часто и подолгу оставаться наедине с природой. Я бродила по звериным тропам и ощущала небывалое единение с природой, ее звуками и естественными ритмами. Исследуя мир вокруг себя, я ориентировалась по крутизне склонов, шуму воды и звукам птичьих голосов. Я любила останавливаться у болотных родников и любоваться молодыми папоротниками, любила осторожно подкрадываться к диким животным, стараясь не спугнуть их как можно дольше. Всему этому я училась инстинктивно. В такие моменты я будто бы проваливалась в иное состояние сознания, схожее с практикой тайцзи или замедленной съёмкой, дышала медленно и размеренно, а мое тело двигалось расслабленно и плавно. Я наблюдала за природой вблизи, со смирением и удивлением, примерно так же, как многие из нас наблюдают за рождением рисунков на песке — иными словами, пребывая в состоянии естественного безмолвия. Человек, погруженный в подобное состояние невербального познания, подмечает вокруг себя мельчайшие детали, для обозначения которых ему не нужны слова, и в то же время воспринимает все свое окружение единовременно и без привязки к схемам и картам. Могу отметить, что эти ощущения чем-то напоминают телесно-двигательную терапию, в которой у меня также имеется некоторый опыт. Этот опыт и мои ранние переживания научили меня при проведении песочной терапии улавливать сигналы моего собственного тела, в то же время, не забывая уделять внимание движениям клиента. Кроме того, на символическом уровне я научилась отмечать фундаментальные физические изменения, сделанные на матери-земле в лотке для песка — формирование песка, рельефа местности, холмов и рек, скал и океана. Задумайтесь на мгновение о привычных вам способах взаимодействия с внутренним миром, будь то медитация, работа в саду, духовные практики или любое другое занятие, которое помогает вам почувствовать себя наполненными, почувствовать себя самими собой. Погрузитесь в эти мысли, и, быть может, вам также удастся уловить что-то, что выходит за границы вашей личности.
Темная сторона безмолвия
Вернемся ненадолго к темной стороне безмолвия. «Злокачественное» безмолвие сдерживает нас, подавляет и разрушает, отбирает у нас ощущение автономности, а иногда и вовсе лишает способности мыслить. Рассмотрим пример «мертвой тишины», сложенной из нескольких слоев злокачественного безмолвия. Однажды во время семейного праздничного ужина моя мать была крайне задета чьим-то замечанием. Праздничная атмосфера мгновенно улетучилась, на смену ей пришли злость и обида. Никто из присутствовавших за столом не решался «разбить» безмолвие, и оно продолжало висеть над нами тяжким грузом всю первую половину праздника. Безмолвие оглушало и вынуждало молчать. В моей семье подобное случалось крайне редко, но многие мои клиенты признавались, что им приходилось сталкиваться с такими эпизодами весьма и весьма часто. Терапевтам, проводящим сеансы песочной терапии, необходимо помнить об этой особенности и понимать, что полная тишина воспринимается многими клиентами как манипуляция, давление или угроза (конкретные ощущения зависят от особенностей раннего опыта клиента). В безмолвии из моего примера можно выделить три уровня. Во-первых, в нем присутствует элемент контроля: авторитетный член коллектива сознательно прибегает к безмолвию, пытаясь таким образом преподать урок остальным, но тем самым, вызывая лишь их негодование. Это безмолвие можно рассматривать как безмолвие Эго. Во-вторых, это безмолвие таит в себе искреннюю обиду и боль. Эти ощущения как минимум отчасти порождаются бессознательным, о них не всегда говорится вслух, и все же безмолвие позволяет присутствующим хотя бы немного понять их и, возможно, ощутить к обиженному человеку эмпатию и молчаливое уважение. Это безмолвие можно назвать естественным или инстинктивным. В-третьих, безмолвие носит мертвый, убийственный характер. Безмолвие, внушающее столь гнетущие переживания, полностью бессознательно, а иногда диссоциировано. Оно обрубает поток жизненной силы и разрывает обычные эмоциональные и смысловые связи с идеей смерти. Люди, находящиеся в плену у мертвого безмолвия, теряют ориентацию и точки притяжения. Это безмолвие представляет собой негативную форму глубокого безмолвия.
Безмолвие Эго
Итак, «безмолвие Эго» в одной из своих негативных форм представляет собой намеренное молчание, сознательно используемое строгой авторитетной фигурой. Такое безмолвие может использоваться как отдельным человеком, обладающим властью и желающим продемонстрировать другим свое презрение или осуждение, так и целыми группами и общественными институтами, для которых молчание служит инструментом контроля, запугивания и мучений. Это безмолвие хорошо знакомо каждому из нас. В обычной жизни мы зовем его «игрой в молчанку» или «бойкотом». Безмолвие Эго, впрочем, бывает и полезным. Оно может принимать форму приглашения или своеобразного урока, благодаря которому мы можем узнать о тишине что-то новое. В данном случае Эго заглушает самое себя, но взамен открывается чему-то, что выходит за его пределы. Такое безмолвие можно встретить на собраниях квакеров, участники которых сидят в тишине до тех пор, пока кому-нибудь из присутствующих по-настоящему не захочется что-нибудь сказать (как правило, это очень короткие фразы). После безмолвие возвращается. «Камушки» слов один за другим падают в «пруд» безмолвия, а после из него рождается нечто совершенно новое. Собрания иного рода, те, во время которых не смолкают привычные разговоры, нередко оставляют своим участникам лишь разочарование. Кто-то начинает говорить, его сосед подхватывает, слова взрываются в тишине, будто зернышки попкорна в микроволновке, а в итоге все говорившие остаются ни с чем. Совершенно по-особому проходят единые, «всеобщие» собрания квакеров. Около сорока лет назад мне удалось посетить одно такое собрание в городе Вашингтон, и я отлично помню его и по сей день. Оно проходило в светлом, просторном, залитом солнцем зале, внутри которого царила удивительная атмосфера. Мне казалось, что воздух заполнен невероятной, почти осязаемой мистической энергией, и, как выяснилось впоследствии, многие из находившихся рядом со мной тоже ее ощущали. Подумайте о моментах, когда вы пребывали в безмолвии в чьем-либо обществе или наедине с собой. Постарайтесь вспомнить, что вы чувствовали. Уверена, у любого, кто практикует песочную терапию, такие воспоминания наверняка найдутся.